Тематическое планирование курса биологии для 8 класса (профильный уровень)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» 2005 г., разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечником, Р Д. Маш и др. и включает в себя сведения о человеке как биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза.
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (102ч) (19)

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 10часов

79

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
Д.з.§53

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия
Высшая нервная деятельность.
Доминанта.
Объект
Приобретенные рефлексы: положительные и отрицательные
Процесс
Торможение (внешнее и внутренне) условного рефлекса.
Факт
Закон взаимной индукции.
Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Воспроизведение
Приводить примеры торможения рефлексов.

Выполнение задания !  №1 и №2 на с.273 после §53

 

Интеллектуальный уровень
Характеризоватьмеханизм выработки условных рефлексов.

 

Рис.113 С.268 Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову

Анализировать содержание рисунков

Поиск информации о проявлении индукции

Рис.114 с.269 Двойственные изображения.
Рис.115 с.271 Иллюзия установки

Творческий уровень
0 Осуществлять проектную деятельностьпо теме «История научных открытий А.А.Ухтомского, И.П. Павлова».

 

Сайт Эйдос лауреаты нобелевской премии
Портреты ученых

80

Врожденные и приобретенные программы поведения
Д.з.§54
Упр.199, 200.

 

Урок закрепления знаний.

Основные понятия
Рефлекс
Этология
Динамический стереотип
Импринтинг
Факт
Безусловные рефлексы и инстинкты – врожденные программы поведения человека.
Рассудочная деятельность – приобретенная программа поведения.
Условия формирования динамического стереотипа

Воспроизведение
* Приводить примерыврожденных и приобретенных программ поведения.

 

Участие в беседе.

 

Интеллектуальный уровень
Объяснятьмеханизм формирования динамического стереотипа.

Выполнение задания !  на с.278 после §54.

 

0 Анализировать содержание рисунков.

Поиск информации на основе анализа содержания рисунка.

Рис.116 с.274
Рефлексы новорожденных и грудных детей.

0 Анализировать содержание основных определений.

Анализ текста учебника.

Текст учебника .§54

¦ Характеризовать формы врожденного поведения и приобретенного поведения.

 

 

 

 

 

Выполнение упр. №199 и № 200 на с.83 в рабочей тетради.

 

Творческий уровень
¦-^ ¦ Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.

Выполнение лабораторной работы «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа».

Рабочая тетрадь  с печатной основой.

81

Биоритмы и причины их нарушения
Экология человека
Д.з. §27

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия
Биоритмы
Биоритмология
Объект
Группы биоритмов: высокой частоты (чередование вдоха и выдоха, сердцебиение, биоэлектрические процессы); средней частоты (смена сна и бодрствования); низкой частоты (недельные, лунные, месячные, сезонные).
Факт
Суточные ритмы человека – влияние на работоспособность. Колебание физиологических функций
Сезонные биоритмы человека. Работы А. И. Чижевского

Воспроизведение
* Приводить примерыразличных групп биоритмов.

Обсуждение вопр.1 и 2 на с.114 после §27 учебника Экология человека.

Текст учебника Экология человека
§27 с.114.

Интеллектуальный уровень
* Объяснятьпричины нарушения биоритмов.

Обсуждение вопр.3 на с.114 после §27 учебника Экология человека.

0 Анализировать содержание рисунков

Поиск информации на основе анализа содержания рисунка.

Рис.43 с.112
Изменение функций и работоспособности человека в течение суток.

Творческий уровень
* Обосновывать свою точку зрениянужно ли изучать биоритмологию.

Обсуждение вопр.5 на с.114 после §27 учебника Экология человека.

Текст учебника Экология человека
§27 с.114.

Рис.44 с.115
Изменение физиологических функций в течение дня.

¦-^ ¦ Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений;

Выполнение лабораторной работы «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей»

82

Сон и сновидения.
Д.з.§55

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия
Сон
Объект
Стадии сна: быстрый и медленный сон.
Факт
Значение сна для человека.
Правила гигиены сна
Факторы, определяющие продолжительность сна.
Влияние на организм человека нарушений сна.
Правила гигиены сна

Воспроизведение
Описыватьфазы сна

Описание рисунка учебника

Рис.118 с. 280
Периоды сна человека в течение ночи.

Интеллектуальный уровень
* Объяснятьправила гигиены сна; влияние на организм нарушений сна.

Осуждение вопр.4 на с.118 после §28 учебника Экология человека.

Текст учебника Экология человека
§28.

83

Гигиенический режим сна - составляющая здорового образа жизни.
Экология человека. Д.з.§28

 

Урок закрепления знаний.

Творческий уровень
^-¦¦ Организовывать проектную деятельность «Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые ко сну» (фотографирование лучших условий организации сна, оформление альбома с рекомендациями, сбор пословиц и поговорок о сне).

Выполнение проекта по желанию учащихся..