Тематическое планирование курса биологии для 8 класса (профильный уровень)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» 2005 г., разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечником, Р Д. Маш и др. и включает в себя сведения о человеке как биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза.
Автор: Оданович М.В.

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» 2005 г., разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечником, Р Д. Маш и др. и включает в себя сведения о человеке как биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функции органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Этим объясняется значимость знаний о строении и функциях человеческого организма, о факторах благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Курс предусматривает проведение большого количества лабораторных работ  на основе методов самоконтроля и самоанализа функционального состояния физического здоровья, что позволит выявить нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписать в коллектив и стать личностью.
Типовая программа курса «Человек и его здоровье» (68 часов) для 8 классов дополнена модулем «Экология человека», рассчитанным на преподавание в объеме 34 часов в неделю. Таким образом, разработанная авторским коллективом в составе В. В. Пасечником, Р Д. Маш и др. программа модифицирована за счет введения и расширения сведений о влиянии окружающей среды на здоровье человека (эти уроки в календарно-тематическом плане выделены заливкой). Таким образом, согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности класса календарно-тематический план предусматривает в 8 «В» обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование
учебника: Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н.. Биология. Человек : Учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2004. – 336 с.: ил.
учебного пособия Федорова М. З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека: Культура здоровье: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вента-Граф, 2004. – 144с.: ил.
и следующей учебно-методической литературы для учителя:

  • Андреева Н. Д., Малиновская Н.В. Урок по теме «Основы рационального питания. Нормы питания». //Биология в школе. – 2004. – №7. – С.21-27.
  • Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.: ил.
  • Дмитриева Т.А., Снисаренко Т.А., Гуленков С.И. Задания по разделу «Человек и его здоровье» //Биология для школьников. – 2004. – №3. – С.33-40.
  • Казаков В.Н., Леках В. А., Тарапата Н. И. Физиология в задачах: учебное пособие. – «Феникс» Ростов-на-Дону. 1996.
  • Колесов Д. В. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н.. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002. – 176с.
  • Лернер Г. И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 (8)класс. – М.: Аквариум, 1998. – 240с.
  • Маш Р.Д. Человек и его здоровье: сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 (8) Кл. общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр. И доп. - Мнемозина, 1997. – 190с.: ил.
  • Мирская Н.Б. Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. //Биология в школе. – 2004. – №7. – С.21-27.
  • Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.
  • Никишов А. И. тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.: ил.
  • Нормальна физиология: учебник для студентов ун-тов/ под ред. Коробкова А.В. – С.: Высш. школа, 1980. – 560с.: ил.
  • Петунин О. В. Типология ВНД //Первое сентября. Биология. – 2005 – №8. – С.21-17.
  • Петунин О. В. Типология ВНД //Первое сентября. Биология. – 2005 – №9. – С.16-17.
  • Пугал Н.А., Волошинова Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. Биология – 9(8)6 Человек. Практикум по гигиене. – М.: АРКТИ, 2002. – 96с. (Дидактика).
  • Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240с.: ил.
  • Сироткина Н. В. «Кровь – носительница жизни». Урок-конференция. //Биология в школе. – 2004. – №7. – С.21-27.
  • Степанов И.А. Тестовые задания по биологии: Человек: 9кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 47с.
  • Хрипкова А. Г. Анатомии, физиология и гигиена человека. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1975. – 400с.

и следующей дополнительной литературы для учащихся:

  • Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. 2-еизд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1983. – 223с.
  • Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся IX – X Кл. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с., ил.
  • Гримак Д.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. – 319с.
  • Дмитриева Т.Ф. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8 – 11 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144сю: ил. – (Дидактические материалы);
  • Жербин Е.А., Чухловин А. Б. Река жизни (что нужно знать о крови) – М.: Знание, 1990. – 224с.
  • Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся – 4-е изд. перераб.- М.: Просвещение. 1989. – 240с.: ил.;
  • Здоровье и окружающая среда. Пер. с англ. А.С. Долецкого. Предисл. Г.И. Сидоренко/ Под ред.Дж. Ленихена, У.Флетчера. –М.: Мир, 1979. – 232 с.: с ил;
  • Лучник Н. В. Невидимый современник. – М., Молодая Гвардия, 1968. – 256с., ил. – (Эврика).
  • Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978, 224 с.;
  • Климова В.И. Человек и его здоровье. – 2-е изд., перераб. И доп. М.: Знание, 1990. – 224с. – (Наука и прогресс);
  • Кованов В.В. Хирургия без чудес. – 2-е изд., доп. - М.: Сов. Россия, 1986 – 352с.: ил.
  • Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии: Учебн. пособие для 9 – 10 кл. сред. шк.: Факультатив. Курс. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил.
  • Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. – 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.: ил;
  • Коростелев Н. Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. И доп. М.: Медицина, 1987. – 288с.: ил.;
  • Лалаянц И.Э., Милованова Л.С. Нобелевские премии по медицине и физиологии. – М.: Знание, 1991. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»; №4 ).
  • Мизун Ю. Г., Мизун П. Г. Космос и здоровье. – М.: Знание, 1984. 144с. – (Наука и прогресс).
  • Мирский М. Б. Революционер в науке, демократ в жизни: И.М.Сеченов. – М.: Знание, 1988 (II кв). – 224с. – (Творцы науки и техники).
  • Петров Р.В. Сфинксы XX века. – М.: Мол. Гвардия, 1971. – 256с., ил. – (Эврика).
  • Петров Р.В. Беседы о новой иммунологии. – М.: Мол. Гвардия, 1976. – 224с., ил. – (Эврика).
  • Подшивалова В.А. Боремся с аллергией. – М.: Советский спорт, 1990. 47 с., ил. (Физкультурная библиотечка родителей);
  • Сергеев Б.Ф. Тайны памяти. М.: Мол. Гвардия, 1974. – 272с., ил. – (Эврика).
  • Сергеев Б.Ф. Высшая форма организации материи: Рассказы о мозге: Кн.для внеклас. чтения учащихся 8 -10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с., ил. – (Мир знаний).
  • Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Кн. Для чтения. – М.: Просвещение, 2001. – 240с.: ил;
  • Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. изд. – М.: Высш. шк. – 1991. – 288с.: ил.
  • Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 1998. – 704с.: ил.
  • Чазов Е.И. сердце и XX век. – М.: Педагогика, 1982.- 128с. – (Ученые – школьнику).
  • Шилейко А.В., Шилейко Т. И. Информация или интуиция? – М.: Мол. Гвардия, 1983. – 208с., ил. – (Эврика).
  • Швалев В. Н. Молодость и сердце. – М.: Мол. Гвардия, 1981. – 176с., ил. – (Эврика).
  • Хрипкова А. Г. Физиология человека: Учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся IX – X Кл. – М.: Просвещение, 1971. – 160 с., ил.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
www.bio.1septevber.ruгазета «Биология» - приложение к 1 сентября
www.bio.nature.ruнаучные новости биологии.
www.edios.ruЭйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 8-б классе в подгруппе естественнонаучной направленности реализуется продвинутый уровень. Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 8-б классе в подгруппе естественнонаучной направленности обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
В тетрадь включены вопросы и задания, в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
В графе «Элементы содержания» отражена учебная информация примерной программы, а также дополнительные элементы содержания, которые выделены курсивом.
В графе «Планируемый результат» представлены требования у уровню подготовки обучающихся и отражены следующие уровни владения информации:

  • воспроизведения и описания (репродуктивный уровень);
  • интеллектуальный (продуктивный) уровень - реализация умений и навыков в стандартной ситуации;
  • творческий уровень - реализация умений и навыков в нестандартной ситуации.

В графе «Содержание учебно-познавательной деятельности» включены виды контроля, измерители уровней владения учебной информацией. В связи с этим календарно-тематическое планирование предусматривает следующие элементы учебно-познавательной деятельности: выполнение упражнений, обсуждение вопросов, анализ рисунков, схем, выполнение лабораторных работ, участие учащихся в различных видах беседы, работа в группах, участие в дискуссии и тд.