Тематическое планирование курса литературы для 9 класса (профильный уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника Коровиной В. Я., Збарского И. С., Коровина В. И. «Литература: 9 кл.: Учеб.-хрестоматия
Автор: Арисова И.В.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2000 г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, Е.С. Романичева, В.И. Коровин. Под редакцией. В.Я. Коровиной.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника Коровиной В. Я., Збарского И. С., Коровина В. И. «Литература: 9 кл.: Учеб.-хрестоматия. – М.: Просвещение, 2005, а также дополнительных пособий для учителя:
- Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература в 9 классе: Методика, советы. – М.: Просвещение 2000, 2001, 2003
для учащихся:
- Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы: 9 кл. - М, Просвещение, 2004
Настоящий календарно-тематический план учитывает гуманитарно-языковую направленность 9 «Г» класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом гуманитарно-языковой направленности в 9 «Г» классе предполагается обучение в объеме 4 часов в неделю.
1 час сверх базисного учебного плана в 9 «Г» классе используется для расширения рамок изучаемого материала, для более глубокого постижения художественного мира и мастерства писателя.
Настоящее календарно-тематическое планирование отражает принципиально новый подход к изучению литературы в 9 классе – расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, авторами («Слово о полку Игореве…», А. Грибоедов, Н. Карамзин и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (136 часов), утвержденная НМС лицея №8 «Олимпия».
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературе, и с учетом гуманитарно-языковой направленности 9 «Г» класса реализуется углубленный уровень.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), отражены учебно-познавательная и надпредметные компетенции.
В 9 «Г» классе дидактико-технологическое оснащение включает:

  • тестовые задания, разработанные на кафедре словесности и искусств лицея №8 «Олимпия»;
  • видеоподдержку;
  • список тем для творческих (письменных и устных) работ;
  • выставочный материал по творчеству писателей.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогического средства, реализуемого с помощью компьютера – энциклопедии Кирилла и Мефодия, а также компьютерных проектов по литературе, созданных учащимися предыдущих гуманитарно-языковых десятых классов.
Цели и задачи: изучать литературу как искусство слова, акцентируя внимание на эстетических, нравственных ценностях, заложенных в текстах; использовать теоретико-литературные понятия для более глубокого постижения мастерства писателя; формировать грамотного читателя, свободно владеющего словом.
В результате изучения литературы ученик 9 класса должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и  творческого пути    А. Грибоедова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать своё отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном

     произведении и его авторе (справочная литература, периодика,
телевидение, ресурсы Интернета
Условные обозначения:

К – коммуникативная компетенция;
ЛС – личностное самосовершенствование;
ОК – общекультурная компетенция;
ЦС – ценностно-смысловая компетенция;
УПК – учебно-познавательная компетенция;
ИТК – информационно-технологическая компетенция;
Я – языковая компетенция;
ЦО – ценностно-ориентационная компетенция;
В графе «Информационно-методическое обеспечение» даются ссылки на журнальные публикации (ЛВШ) и газетные материалы («Литература» – приложение к изданию «Первое сентября»)