Тематическое планирование курса биологии для 11 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника: Захаров В.Б... Общая биология:: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений и рабочей тетради : Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику
Автор: Гаджиева Е.М.

Таблично-графическая схема рабочей программы (105ч) (3)

Тема 7.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. 14 часов
Цель: Изучение синтетической теории эволюции основных этапов ее формирования. Формирование научных представлений о движущих силах микроэволюции.

13-14

Эволюционная роль мутаций.

1-я
неделя октября

Факт
Значение для эволюции мутагенеза.
Источники наследственной изменчивости в популяции.
Законы
Исследования С. С. Четверикова. Популяционно-генетические закономерности.

Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С. Четвериковым.

Вопрос 1 на с. 45.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Генетическая стабильность популяций.
Законы
Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа.
Закон Харди-Вайнберга.

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

Д.з. §1.4.2-1.4.3.
[4], задание 5 на с.122.

Характеризовать эволюционную роль мутаций

Вопрос 2 на с. 50.

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения».

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.
* -^

Выполнение лабораторной работы №11 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

[4] с.122.

15

Генетические процессы в популяциях

1-я
неделя октября

Ключевые понятия.
Дрейф генов
Микроэволюция
Популяция
Факт
Популяция –элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции: популяционные волны; миграции; природные катастрофы (дрейф генов; изоляция.
Процесс
Изменение частоты встречаемости гена.

Давать определение ключевому понятию –

  • микроэволюция;
  • дрейф генов
  • популяция.

Вопрос 4 на с.49.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Факт
Открытие дрейфа генов Н. П. Дубининым, Д.Д. Ромашоввым, С. Райтом.

Карточка 200 на с.61.

[3].

Задание 1 на с.129

[4].

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях.

Вопрос 2 на с.49.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Д.з § 1.4.4.

Задание 5 на с.125

[4].

Доказывать, что популяции –элементарные единицы эволюции.
* -^

Вопрос 4 на с.50.

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения».

Задание3 на с.137

[4].

16

Формы естественного отбора.

2-я
неделя октября

Факт
Современные представления о естественном отборе как направляющим факторе эволюции..
Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.
Влияние форм естественного отбора на изменчивость признака у организмов.

Называть условия действия форм естественного отбора.

Вопрос2 на с.55.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Понятия
Половой димор­физм.
Реликты
Факт
Дизруптивная форма отбора.
Половой отбор.

Задание 1 на с.126

[4].

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Объяснять причины существования в природе естественного отбора.

Вопрос 3 на с. 74.

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения».

Д.з. § 1.4.5.
[5] §60

Доказывать, что естественный отбор – движущая сила эволюции.

Вопрос 1 на с. 76.

Раздел учебника «Проблемные области».

Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора.

Вопрос2 на с.266.

[5].

Осуществлять самостоятель­ный поиск биологической информации из различных источников.
* -

Вопрос 3 на с.55.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

17

Практическая работа № 20 «Сравнение про­цессов движу­щего и стабили­зирующего отборов».

2-я
неделя октября

Факт
Причины появления форм естественного отбора.
Роль в эволюции и механизм действия на популяцию

Характеризовать формы естественного отбора.

Задание 3 на с.127

[4]

 

Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора.

Вопрос 2 на с.76.

Раздел учебника «Проблемные области».

Вопрос 5 на с.266.

[5].

Урок закрепления знаний.

 

Выделять критерии для сравнения.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

[5]
Рис.155 на с.262  Три типа отбора, действующего а популяциях.

Д.з. заполнить в тетради таблицу и сделать выводы.

Сравнивать формы естественного отбора.
* -^¦

18

Семинар по теме «Движущие силы эволюции».

2-я
неделя октября

Факт
Движущие силы эволюции: естественный отбор; дрейф генов, популяционные волны.
Роль в процессе эволюции.
Взаимодействие движущих сил.
Зависимость интенсивности проявления от численности популяции.

Характеризовать роль в эволюции движущих сил.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 

Урок обобщения и систематизации знаний

 

Объяснять причины эволюции видов.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Д.з. повторить уровни организации жизни.

*-^ ¦

 

19-20

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность

3-я
неделя октября

Ключевые понятия.
Адаптация
физиологическая
Маскировка
Мимикрия
Покровительственная окраска
Предупреждающая окраска.
Факт
Приспособительное поведение. Проявление: забота о потомстве.
Физиологические адаптации.
Относительный характер приспособлений.

Давать определение ключевым понятиям.

Вопрос 1 на с.74.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

 

Задание 2 на с.128

[4].

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации.

Вопрос 1 на с.76.

Раздел учебника «Прикладные аспекты».

Задание 3 на с.128

[4].

Вопрос 3 на с. 272

[5]

Д.з. §1.4.6.
[4] задание 4 на с.129.

Доказывать относительный характер приспособлений.

Вопрос 2 на с. 69.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Вопрос 1 на с. 272

[5]

Карточка-задание №16 на с.14.

[1]

Объяснять возникновение физиологических адаптаций.

Вопрос 4 на с. 72.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.

Выполнение лабораторной работы №11 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

[4] с.129.

Осуществлять самостоятель­ный поиск биологической информации из различных источников.
* -^¦

Вопрос 4 на с.272.

[5]