Тематическое планирование курса биологии для 11 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника: Захаров В.Б... Общая биология:: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений и рабочей тетради : Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику
Автор: Гаджиева Е.М.

Таблично-графическая схема рабочей программы (105ч) (9)

Раздел 9. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
Тема 9.1. Понятие о биосфере. 8 часов
Цель: Изучение эволюции биосферы, выявление негативного влияния человека на ее изменение. Формирование элементов экологического мышления.

57

Биосфера – живая оболочка планеты.

4-я
неделя января

Ключевые понятия.
Биосфера
Экология
Факт
Компоненты биосферы: живое вещество; биогенное вещество; косное вещество.
Границы биосферы и ее черты.
Теории и гипотезы
Учение о биосфере.

Давать определения ключевым понятиям.

Вопрос 1 на с.445.

[5]

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний

 

Описывать компоненты биосферы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Таблица
Биосфера

Д.з. § 5.1.1.
[5] §100

Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере.
* -

Вопрос 3 на с.163.

Раздел учебника «Проблемные об­ласти».

58

Структура биосферы. Живые организмы.

4-я
неделя января

Ключевые понятия.
Биомасса.
Живое вещество
Факт
Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая

Давать определения ключевым понятиям.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний

 

Приводить примеры проявления функций живого вещества.

Задание 1 на с.153.

[2]

Карточка 294 на с.91.

[3]

Д.з. §5.1.2.

Характеризовать компоненты биосферы.
* -^

Карточка 293 на с.91.

[3]

59

Круговорот воды в природе.

5-я
неделя января

Факт
Распределение воды на планете: мировой океан; грунтовые воды; снеговые шапки и ледники; атмосфера, реки, болота. Почвенная влага, озера.
Роль зеленых растений в круговороте воды: поглощение из почвы; использование в процессе фотосинтеза: транспирация.
Процесс
Круговорот воды в природе. Механизмы.

Описывать круговорот воды в природе.

Вопрос 2 на с.160.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».
Рис.5.2. на с. 156
Круговорот воды в биосфере.

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Объяснять роль живых организмов на круговорот воды.

Вопрос 1 на с.163.

Раздел учебника «Прикладные аспекты».

Д.з. §5.2 с.155-156.
[5] §101 с.446.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды.
* -^

Вопрос 2 на с.163.

Раздел учебника «Прикладные аспекты».

60

Круговорот углерода.

5-я
неделя января

Факт
Роль соединений углерода (углекислый газ, карбонаты).
Природные источники углекислого газа: вулканическая деятельность, естественные пожары, дыхание, разложение органических остатков.
Антропогенные источники СО2.
Закон и правила
Закон биогенной миграции атомов.
Процесс
Биогеохимический цикл углерода.
Пути миграции СО2: поглощение в процессе фотосинтеза и образование органических веществ; образование карбонатной системы.

Описывать круговорот углерода.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Рис. 5.3 на с. 157 Круговорот  углерода в биосфере.

Факт
Изменение в процессах биогеохимического цикла углерода в процессе эволюции.

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Объяснять роль живых организмов на круговорот углерода.

Вопрос 1 на с.163.

Раздел учебника «Прикладные ас­пекты».

Д.з. §5.2 с.156.
[5] §101 с.447-448

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода.
*-·

Вопрос 2 на с.163.

Раздел учебника «Прикладные ас­пекты».

Вопрос 3 на с.450.

[5]

61

Круговорот фосфора и серы

5-я
неделя января

Факт
Природные соединения серы: сульфиды.
Роль микроорганизмов в круговороте. Перевод сульфидной формы в сульфатную.
Природные источники

  • S (серы): разложение трупов растений и животных;
  • Р (фосфора) - фосфаты.

Влияние хозяйственной деятельности на круговорот серы и фосфора.
Процесс
Биогеохимический цикл фосфора и серы. Механизмы.

Описывать круговорот фосфора и серы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Рис.5.5. на с.159 Круговорот серы в биосфере.

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Объяснять роль живых организмов на круговорот фосфора и серы.

Вопрос 1 на с.163.

Раздел учебника «Прикладные ас­пекты».

Вопрос 6 на с.160.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Д.з. §5.2 с.157-158

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы.
* -¦

Вопрос 2 на с.163.

Раздел учебника «Прикладные ас­пекты».

Вопрос 7 на с.160.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

62

Круговорот азота.

1-я
неделя февраля

Факт
Запасы азота в атмосфере. Атмосферная и биологическая фиксация азота; синтез нитратов.
Роль микроорганизмов в круговороте азота.
Процесс
Биогеохимический цикл азота. Механизмы. Этапы круговорота с участием живых организмов и без участия.

Описывать круговорот азота в природе.

Вопрос 5 на с.160.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».
Рис.5.4. на с. 158
Круговорот азота в биосфере.

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Объяснять роль живых организмов на круговорот азота.

Вопрос 1 на с.163.

Раздел учебника «Прикладные ас­пекты».

Карточка 300 на с.93.

[3]

Д.з. §5.2 с.156-157.
[5] §101 с.449-450.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота.
* -^¦

Вопрос 2 на с.163.

Раздел учебника «Прикладные ас­пекты».

63

Практическая работа №32 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота».

1-я
неделя февраля

Процесс
Круговорот углерода и азота.

Составлять схемы круговорота веществ в природе.

Карточка 300 на с.93.

Таблицы
Круговорот углерода в природе
Круговорот азота в природе.

 

Карточки-задания №90 на с.58;
№91 на с.59.

[1]

Урок закрепления знаний.

 

Выделять отличительные особенности круговорота углерода т азота.

Вопрос 2 на с.450.

[5]

 

Объяснять необходимость знаний об особенностях биогенной миграции атомов.

 

*- ^

Задание 1 на с.163

Раздел учебника «Задания».

64

Зачет №6

1-я
неделя февраля

Тестирование по теме «Понятие о биосфере» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.