Тематическое планирование курса биологии для 11 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника: Захаров В.Б... Общая биология:: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений и рабочей тетради : Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику
Автор: Гаджиева Е.М.

Таблично-графическая схема рабочей программы (105ч) (8)

Тема 8.2. Происхождение человека 10 часов
Цель: Изучение происхождения и эволюции человека, формирование естественно - научных представлений о  месте человека в природе.

47

Положение человека в системе животного мира.

4-я
неделя декабря

Ключевые понятия.
Атавизмы
Антропология
Рудименты
Факт
Доказательства происхождения человека от животных: сравнительно-анатомические; эмбриологические.
Законы и правила
Проявление биогенетического закона.

Давать определения ключевым понятиям.

Задание 1 на с.145.

[4]

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу позвоночные; классу млекопитающие.

Вопрос 1-2 на с.132.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Вопрос1 на с.145.

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения».

Д.з. § 4.1.
[4] задание2 на с.146

Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.

Задание1 на с.147.

Раздел учебника «Задания».

Задание 2 на с.146.

[4]

Карточка-задание №50 с.32-33.

[1]

Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Вопрос 3-4 на с.132.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Карточки-задания №48 на с.31;
№49 на с.32.

[1]

Карточка 246 на с.77

[3]

Характеризовать систематическое положение человека.
* -¦

Карточка 245 на с.77.

[3]

48

Эволюция  приматов

4-я
неделя декабря

Факт
Происхождение че­ловекообразных обе­зьян и человека от дриопитека.
Отличительные признаки австралопитеков. Особенности строения, связанные с прямохождением.
Образ жизни: собирательство, использование палок камней в качестве орудий.
Процесс
Эволюция приматов. Переход к прямохождению.

Называть группу млекопитающих, от которых произошел отряд приматы

Вопрос 1 на с. 135.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.

Задание 3 на с.146.

[4]

Д.з. § 4.2.

Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.

Вопрос 3 на с. 135.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Вопрос 3 на с.344

[5]
Рис. 204 на с.340 Группа австралопитеков на плодородной африканской равнине.

Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

Карточка 248 на с.78.

[3]

*Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека.

 

* -^¦

Вопрос 2 на с.344.

[5]

49

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди

4-я
неделя декабря

Объект
Древнейшие люди
Факт
Представители: человек умелый; человек прямоходящий.
Особенности строения: формирование центров Брока и Вер­нике в головном мозге.
Образ жизни: использование и добыча огня; приготовление пищи: изготовление орудий труда.
Распространение – Африка (человек умелый); Африка, Западная и Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия (человек прямоходящий).

Называть представителей древнейших людей.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Рис.207 на с.346 Питекантропы.

Понятие
Архантропы.

Описывать образ жизни древнейших людей.

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древнейших людей.

Вопрос 1 на с.143.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Вопрос1 на с.349

 

Эволюция гоминид.

Д.з. § 4.3. с.135-136
[5] §77 с.344-346.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
*-^ ¦

Карточка-задание №53 на с.34.

[1]

50

Стадии эволюции человека. Древние люди.

5-я
неделя декабря

Объект
Древние люди
Факт
Два пути развития неандертальцев.
Особенности строения:.
Образ жизни: развитие внутригрупповых связей; изготовление одежды И жилищ. Зачаточная речь.
Распространение – Африка, Азия, Европа.

Описывать образ жизни неандертальцев.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.

Карточка-задание №257 на с.81.

[3]

Вопрос 2 на с.349.

[5]

Д.з. § 4.3. с.136
[5] §77 с.347-349.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
*-^

Карточка-задание №53 на с.34.

[1]

51

Стадии эволюции человека. Первые современные люди.

2-я
неделя января

Понятие
Социогенез
Объект
Кроманьонец.
Факт
Особенности строения: увеличение объема головного мозга.
Образ жизни: появление членораздельной речи; зарождение культуры; строительство постоянного жилища, шитье одежды.
Роль труда в происхождении человека.
Распространение – Африка, Азия, Европа, Америка.

Давать определение ключевому понятию – социогенез.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Описывать образ жизни кроманьонцев.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

[5]
Рис.211 на с.352. Люди современного типа – кроманьонцы.

Д.з. § 4.3. с.137-138.

Выделять ведущие факторы, по мнению Ф.Энгельса, в эволюции современного человека.

Вопрос 4 на с.145.

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения».

Карточка-задание №52 на с.34.

[1]

Осуществлять самостоятель­ный поиск биологической информации из различных источников.
* -¦

Карточка-задание №53 на с.34.

[1]

52

Современный  этап в эволюции человека.

3-я
неделя января

Факт
Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Географические и климатические условия формирования рас человека.
Отличительные особенности.
Социальные факторы эволюции.
Процесс
Механизмы расогенеза.

Называть основные расы внутри вида Человек разумный.

Вопрос 5 на с.143.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.

Задание 3 на с.150.

[4]

Д.з. § 4.4.

Характеризовать современный этап эволюции человека.
* -¦

Вопрос 3 на с.143.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

53

Практическая работа №28 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».

3-я
неделя января

Ключевые понятия.
Расизм
Факт
Человеческие расы как пример идиоадаптаций.
Теории и гипотезы
Моноцентризм и Полицентризм.
Антинаучная сущность расизма. Доказательства расового равенства людей.

Давать определение ключевому понятиюрасизм.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Факт
Критика расизма и социального дарвинизма

Приводить факты, доказывающие ложность расизма.

Вопрос 3 на с.147.

Раздел учебника «Прикладные аспекты».

Урок закрепления знаний.

 

Объяснять причины единства человеческих рас.

Карточка 259 на с.81.

[3]

[5] §79 с.358

Обосновывать механизм формирования человеческих рас

Вопрос 2 на с.147.

Раздел учебника «Прикладные аспекты».

[5]
Рис.215 на с.358
Схема моноцентрического происхождения рас.
Рис.216 на с.359 
Схема полицентрического происхождения рас.

54-55

Семинар по теме «Происхождение человека».

3-я
неделя января

Факт
Влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Теории и гипотезы
Гипотезы происхождения человека: антропогенная (Ж. Б Ламарк);
симиальная (Ч. Дарвин);
трудовая (Ф. Энгельс).

Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Факт
Легенды различных народностей о происхождении людей.

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

Доказывать, что человек - биологическое и социальное существо.

Карточка-задание №258 на с.81.

[3]

Д.з. Подготовиться к зачету.

Осуществлять самостоятель­ный поиск биологической информации из различных источников.

Выполнение практической работы №27 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека».

[2]

Задание 1 на с.147.

 

56

Зачет №5

4-я
неделя января

Тестирование по теме «Происхождение человека» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.