Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, 2008 год издания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас, авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, 2007 год издания, а также дополнительных пособий для учителя: методическое пособие под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, 2008 год издания и «Методика организации коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства», автор В. И. Колякина, 2002 года издания. Интернет-ресурсы:
www.mon.dov.ru — сайт Минобнауки
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ WWW.UCHEBA.COM
WWW.METODIKI.RU — Психология, дошкольное воспитание, дополнительное образование, управление образованием, внеклассная работа
www.uroki.ru — Экзаменационные билеты, тематические планы,
поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.tolerance.ru/p-teacher-kabinet.shtml - УЧИТЕЛЬСКАЯ методический кабинет
http://artclassic.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал
http:// ru.wikipedia.org/wiki/Искусство - википедия
История и символика орнамента//www.rondtb.msk.ru/notice/ru/embroidery_ru.htm
ОБРЯД. Связь обрядов с символикой орнаментов// www.apress.ru/pages/greif/sim/o/obrjad.htm
Основы дизайна интерьера http://www.toprunet.com/article.php?id=2305
Хобби и увлечения: искусственные цветы http://hobby.rin.ru/articles/html/1598.html
Искуственные цветы http://www.kupavka.ru/index.php?type=special&area=1&p=articles&id=5
Основы цвета http://www.i2r.ru/static/469/out_18251.shtml
Сайт «Музеи России» http://www.museum.ru/
Виртуальные музеи
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения изобразительному искусству в 3 классе:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства, известных центрах народных художественных ремесел и ведущих художественных музеях России;
- Овладение способами художественно-творческой, коммуникативной и практической деятельностей;
- Освоение компетенций: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р), социально – трудовой (СТ), информационно – технологической(ИТ).
В контексте компетентностного подхода к образованию рабочая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень рабочей программы. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Данная рабочая программа призвана соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно - нравственному развитию ребенка, т. е. формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Личностная ориентацияпредметного содержания изобразительного искусства изучаемого в 3 классе достигается следующим:
- отобраны наиболее актуальные для этого этапа обучения знания, формирующие не только предметные, но и над (меж) предметные знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие учебной мотивации, интереса к изучению предмета «Изобразительное искусство»;
- содержание образования младшего школьника направлено на достижение цели формирования его ведущей деятельности, возрастных потребностей и способностей;
- разноуровневое представление знаний позволяет учитывать индивидуальность ребенка и строить обучение в «зоне ближайшего развития».