Тематическое планирование курса окружающий мир для 1 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Мы и окружающий мир» 1 класс в 2-х частях и рабочей тетради (Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.)
Автор: Доброниченко Н.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к   учебной программе «Окружающий мир»,  авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2003г. Календарно-тематический    план     ориентирован     на     использование учебника «Мы и окружающий мир» 1 класс в  2-х частях и рабочей тетради (Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.), издательство «Учебная литература», Самара, 2007 г., а также дополнительных пособий для учителя: «Секреты и диковинки окружающего мира» Трофимова Г. В.; «Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1-2 класс, Москва, 2001 г.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности.

  1.  С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения окружающему миру:
  2. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
  3. освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного отношения к окружающему миру, экологической культуры.
Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.  
План предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования..
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общееразвитие учащихся. В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Окружающий мир», Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2004 г. в объеме 66 ч. Предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю. Материал спланирован на 33 учебные недели.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
С учетом системы и модели обучения  класса выстроена система учебных занятий (уроков), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждениеразных  мнений, предположений, учебный диалог, нет­радиционных форм уроков.
На ступени начальной школы задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат)  определены как формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, различать, приводить примеры, определять признаки, понимать причинно- следственные связи . т. д.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся должны научиться слушать и слышать, более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, доказывать. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы, тексты, таблицы, видео, иллюстрации.
При развивающемобучении стимулируются  активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных  мнений, предположений, учебный диалог.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание.
Воспитание гражданственности и патриотизма- основная задача уроков.