Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2003. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просвещение, 2003, а также дополнительных пособий: для учителя - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2003, для учащихся – Справочник по русскому языку / Д.Я. Розенталь – М.: Эксмо- Пресс, 1998.
Согласно действующему в лицее учебному плану в 10 «Ф» классе , специализированном по футболу , универсального профиля, предполагается обучение в объеме 1часа в неделю;
В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2003. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку в 10 «Ф» классе реализуется программа базисного уровня.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
В 10 «Ф» классе (базисный уровень) дидактико-технологическое оснащение включает:
- И.В. Космарская, А.Н. Руденко Русский язык, Синтаксис и пунктуация в текстах (8-11 кл.), М., 1998;
- Л.В. Балашова, М.Н. Ягубова Подготовка к государственному итоговому тестированию, Саратов, 2002;
- 120 текстов для школьных изложений, М., 1996;
- Сборник диктантов для 10-11 классов, М., 1998;
- таблицы;
- лингвистические справочники и словари.
- материал для промежуточной и итоговой аттестации.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Электронный репетитор Русский язык (система обучающих тестов);
- Репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
- Репетитор Русский язык (весь школьный курс);
- Обучающая программа «Фраза».
Требования к уровню подготовки учащихся 10 «Ф» класса (базисный уровень)
должны знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству.
Условные обозначения: (Я) – языковая компетенция; (К) – коммуникативная компетенция; (ЛС) – личностное саморазвитие