Тематическое планирование курса русского языка для 10 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова
Автор: Мажара

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч)

№п/п

Система уроков

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информацион-
ная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1.

Общие сведения о языке (4 ч)Язык и общество. Язык и культура.
Цель: создать условия для понимания связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.
Объясни-
тельно-иллюстра-
тивная
Рассказ,
работа с книгой, беседа
Индивидуальная, групповая Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение )
(Культ.)Продуктивный
Уметьсоставлять  устное сообщение, требующее  творческого осмысления  текста (К)Творческий  Извлечение необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание информации,  умение развернуто обосновывать суждения

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Методические рекомендации к учебнику Русский язык, Грамматика. Текст. Стили речи, М., Просвещение, 2003

2.

Язык и история народа.
Цель: создать условия для овладения пониманием взаимосвязи языка и истории народа, трех периодах в истории русского языка. Создать ситуацию для овладения способами и приёмами самостоятельной работы учащихся с фрагментами статьи В.В. Лопатина и И.С. Улуханова из энциклопедии «Русский язык»
Поисковая Проблемные задания Групповая Знать о взаимосвязи  языка и истории народа.  Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе (К)
(Культ.)Продуктивный
Уметь составлять  устное сообщение, требующее  творческого осмысления  текста (К)Творческий Извлечение необходимой информации из источника, критическое оценивание информации,  умение развернуто обосновывать суждения

Энциклопе-
дия «Русский язык», М., «Аванта +», 1999

3.

Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении.
Цель: создать условия для уяснения понятия  «мировой язык», русский язык как родной и русский язык как государственный, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении.
Объясни-
тельно-иллюстра-
тивная
Рассказ,
работа с книгой, беседа
Индивидуальная, фронтальная Знать понятие  «мировой
язык», русский язык как родной и русский язык как государственный, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении
Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы
(Культ.)Продуктивный
  Извлечение необходимой информации, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения.

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Методические рекомендации к учебнику Русский язык, Грамматика. Текст. Стили речи, М., Просвещение, 2003, стр. 17.

4.

Активные процессы в современном русском языке.
Цель: создать условия для овладения понятием об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л.И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»
Поисковая Проблемные задания Групповая Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.
Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора (К)Исследовательский
Уметь готовить устное сообщение на предложенную тему по вопросам. (К)Творческий Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели,  умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст.

Л.И. Скворцов «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»

5.

Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Цель: создать условия для повторения и усвоения понятий «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», для знакомства с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.
Создать ситуацию для одновременного формирования умения производить попутный анализ орфографических трудностей.
Репродуктивная Практи-
кум, работа с книгой
Индивидуальная, фронтальная Знать понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи
Уметь производить  анализ орфографических трудностей. (Я)Продуктивный
  Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)

Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах

6.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
Цель: создать условия для овладения способами закрепления навыков литературного произношения и ударения в русском языке, преодоления нарушений орфоэпической нормы, выработка понятия о выразительных средствах русской фонетики.
Репродуктивная Практи-
кум, работа с книгой
Индивидуальная, фронтальная Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке выразительные средства русской фонетики.
Уметь использовать в собственной речи
(Я) (К)Продуктивный
Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их
(Я) (К) Продуктивный
Владение культурой речи, навыками редактиования