Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч)
№п/п |
Система уроков |
Дидактическая модель обучения |
Педагогические средства |
Вид деятельности |
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения |
Информационно-методическое обеспечение |
||
Компетенции |
||||||||
Учебно-познавательная |
Информацион- |
|||||||
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
|||||||
1. |
Общие сведения о языке (4 ч)Язык и общество. Язык и культура. Цель: создать условия для понимания связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. |
Объясни- тельно-иллюстра- тивная |
Рассказ, работа с книгой, беседа |
Индивидуальная, групповая | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение (К) (Культ.)Продуктивный |
Уметьсоставлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста (К)Творческий | Извлечение необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения | А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Методические рекомендации к учебнику Русский язык, Грамматика. Текст. Стили речи, М., Просвещение, 2003 |
2. |
Язык и история народа. Цель: создать условия для овладения пониманием взаимосвязи языка и истории народа, трех периодах в истории русского языка. Создать ситуацию для овладения способами и приёмами самостоятельной работы учащихся с фрагментами статьи В.В. Лопатина и И.С. Улуханова из энциклопедии «Русский язык» |
Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать о взаимосвязи языка и истории народа. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе (К) (Культ.)Продуктивный |
Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста (К)Творческий | Извлечение необходимой информации из источника, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения | Энциклопе- |
3. |
Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении. Цель: создать условия для уяснения понятия «мировой язык», русский язык как родной и русский язык как государственный, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении. |
Объясни- тельно-иллюстра- тивная |
Рассказ, работа с книгой, беседа |
Индивидуальная, фронтальная | Знать понятие «мировой язык», русский язык как родной и русский язык как государственный, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы (Культ.)Продуктивный |
Извлечение необходимой информации, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения. | А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Методические рекомендации к учебнику Русский язык, Грамматика. Текст. Стили речи, М., Просвещение, 2003, стр. 17. |
|
4. |
Активные процессы в современном русском языке. Цель: создать условия для овладения понятием об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л.И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» |
Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка. Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора (К)Исследовательский |
Уметь готовить устное сообщение на предложенную тему по вопросам. (К)Творческий | Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст. | Л.И. Скворцов «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» |
5. |
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Цель: создать условия для повторения и усвоения понятий «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», для знакомства с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи. Создать ситуацию для одновременного формирования умения производить попутный анализ орфографических трудностей. |
Репродуктивная | Практи- кум, работа с книгой |
Индивидуальная, фронтальная | Знать понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я)Продуктивный |
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица) | Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах |
|
6. |
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке Цель: создать условия для овладения способами закрепления навыков литературного произношения и ударения в русском языке, преодоления нарушений орфоэпической нормы, выработка понятия о выразительных средствах русской фонетики. |
Репродуктивная | Практи- кум, работа с книгой |
Индивидуальная, фронтальная | Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке выразительные средства русской фонетики. Уметь использовать в собственной речи (Я) (К)Продуктивный |
Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их (Я) (К) Продуктивный |
Владение культурой речи, навыками редактиования |
|