Тематическое планирование курса истории для 11класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, 2000 – 2005, Изд-во «Русское слово»
Автор: Бузюмова Н.Н.

Пояснительная записка (2)

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта— переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  «Обществознание».
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений обобществе и человекебудет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления информации, получаемой на уроке, в межличностном общении и массовой коммуникации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, социологических опросов, уроков-практикумов, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.п.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ источника,  создавать письменные высказывания, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениемвступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать своимировоззренческие взгляды, гражданскую позициюи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронный учебник «Обществознание»10-11кл., электронное учебное пособие «Основы правовых знаний», мульти-медиа пособие «Экономика».

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (продвинутый уровень)
должны знать/понимать:

  • социальные свойства человека, место человека в системе политико-правовых отношений­­­­­­­­­­­­,
  • основные права и обязанности человека и гражданина в соответствии с правовыми документами,
  • основные социальные институты и процессы, закономерности взаимоотношений людей в обществе,
  •  особенности социологического, политологического, социо-культурного процессов;

должны уметь:

  • ­­­­проводить поиск социальной информации, систематизировать ее;
  •  анализировать схемы, таблицы, диаграммы;
  • характеризовать основные социальные объекты;
  • сравнивать социальные объекты, выделяя общие и особенные черты;
  • сопоставлять объекты по самостоятельно заданным критериям;
  •  объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов;
  •  использовать структурно-функциональный, временной и пространственный анализ общества и культуры, структурных элементов социальной системы;
  •  формировать собственный алгоритм решения познавательных задач;
  • оценивать  различные суждения;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике.

владеть  информационно-коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • понимания и осмысления общественных процессов и ситуаций;
    • выработки собственной гражданской позиции;
    • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
    • осуществления конструктивного взаимодействия с другими людьми;
    • нравственной оценки социального поведения людей.