Тематическое планирование курса истории для 11класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, 2000 – 2005, Изд-во «Русское слово»
Автор: Бузюмова Н.Н.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Обществознание» для полной средней школы автора А. И. Кравченко, 2000. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, 2000 – 2005, Изд-во «Русское слово», а также дополнительных пособий: для учителя -Певцова Е. А. Обществознание. 10-11 кл.: Книга для учителя.  М., 2000, Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: Учебное пособие. М., 2001. Для учащихся -  Конституция РФ, Кравченко А. И. Хрестоматия по обществознанию. М., 2002. 
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения обществознанию: формирование критического мышления учащихся, приучение к самостоятельной аналитической деятельности, развитие креативного мышления, умения аргументированно рассуждать, иметь представления об обществе, природе и личности на более высоком познавательном уровне, с учетом различных точек зрения.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний,  составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, экономики, права, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  • Овладение умениями получения информации, ее систематизация, формирование опыта применения  полученных знаний в новых нестандартных ситуациях;
  • Освоение компетенций познавательной, коммуникативной, практической, семейно-бытовой  деятельности.

Компетентностный подход определяет следующую  особенность  предъявления содер­жания образования: методическое построение курса «Обществознание» является комплексным, предполагающим использование культурологических, философских, антропологических, социологических, политологических, юридических знаний.
Преподавание предполагает изучение пройденных в основной школе вопросов (человек и личность, знание и познание, мировоззрение, взаимосвязь человека и общества, права и обязанности и т.п.) на более высоком теоретическом познавательном уровне, учитывая разные подходы, современные точки зрения, что предусматривает высказывание собственного отношения, анализ, классификацию социальной информации.
Планирование ориентировано на практическую применимость знаний: темы и вопросы программы выбраны с учетом жизненных ситуаций учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать правильные решения, особенно это прослеживается при переходе от теоретических представлений об обществе в плоскость реальных ситуаций при изучении политико-правовой сферы, изучении вопросов семьи и брака, социального контроля и проблем социализации человека.Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать место человека в системе общественных отношений, закономерности развития общества, основные пути и способы социального и гуманитарного познания открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к общечеловеческим ценностям, проблемам мировой цивилизации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, сознательно взаимодействовать с социальными институтами, вырабатывать собственную гражданскую позицию, давать оценку общественным изменениям, оценивать социальное поведение людей, осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми разных убеждений, культурных ценностей и социального положения.
Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную ступень и особенности учащихся 11 класса, в связи с чем включает вопросы по профессиональной ориентации, самообразованию и самоопределению.
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает в (11 «А») классе (экономической) направленности, в (11 «Б») классе (физико-математической) направленности, 11 «Г» классе (филологической) направленности, 11 «В» классе (технологической) направленности обучение в объеме 68 часов;
В соответствии с этим реализуется: типовая программа Кравченко А. И.   Обществознание, 2000.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по обществознанию и с учетом направленности классов реализуется программа продвинутого уровня.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.