ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ(12часов)
Задачи:
-рассмотреть основные свойства и значение популяционно-видового уровня организации живой материи;
-вид и популяцию как биосистему;
-особенности и этапы происхождения человека разумного;
-современную стратегию сохранения биологических видов Земли. |
22 |
Основные свойства и критерии вида
Д.з.§36 |
|
Термины: вид, популяция, филогенез, репродуктивная изоляция,
Объекты:
признаки вида
Процессы: сохранение обособленности вида |
Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть признаки вида
Интеллектуальный уровень
Характеризовать вид как биосистему, механизмы, препятствующие скрещиванию видов |
Самостоятельная работа по описанию вида |
Морфологические критерии описания вида |
23 |
Популяция как форма существования вида
Д.з.§37 |
|
Термины: популяция, особь,
Объекты: типы популяций (географическая, экологическая, элементарная) |
Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Описывать типы популяций
Интеллектуальный уровень
Характеризовать значение популяционной формы существования вида
Творческий уровень
Приводить собственные примеры типов популяций (географической, экологической, элементарной) в нашей местности |
Беседа с использованием проблемных вопросов
Анализ текста учебника, схемы
Работа по парам по основным позициям темы
|
Схема
Популяционная структура вида
Текст учебника |
24 |
Популяция как основная единица эволюции
Д.з.§39 |
|
Термины: микроэволюция, макроэволюция, дивергенция, изоляция,
Объекты:
единица эволюции - популяция
Процессы:
микроэволюция, макроэволюция |
Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть процессы эволюционные процессы, протекающие в популяции
Интеллектуальный уровень
Характеризовать особенности популяции, как эволюционной единицы
Творческий уровень
Обосновывать утверждение «вид качественный этап эволюции» |
Работа с лекционным материалом
Анализ текста
Работа по вопросам |
Плакат
Рисунок 44
|
|
Видообразование его способы.
Д.з.§40 |
|
Термины: микроэволюция, дивергенция, биологическое и географическое видообразование
Объекты: симпатрическое видообразование, аллопатрическое видообразование
Процессы:
Образования нового вида |
Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Описывать способы видообразования
Интеллектуальный уровень
Характеризовать способы видообразования
Творческий уровень
Анализировать и оценивать ситуацию влияния изменения внешней среды на процесс видообразования |
Работа с лекционным материалом
Анализ текста
Работа по вопросам |
Плакат
Рисунок 44
|
25 |
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы эволюции человека
Д.з.§43 |
|
Термины:
антропогенез, бисоциальные свойства человека, микроэволюция
Объекты:
этапы эволюционного становления человека
Процессы: антропогенез |
Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть основные этапы эволюции гоминид, факторы, способствующие эвол. преобразованиям
Интеллектуальный уровень
Объяснять биосоциальную сущность человека
Творческий уровень
Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека |
Анализ и обсуждение материала презентации
Работа индивидуально по вопросам в тетради |
Схема
Этапов антропогенеза
Презентация
Происхождение человека |
27 |
Особенности популяционно-видового уровня жизни
Д.з.§44 |
|
Термины:
генетико-эволюционный ряд, функционально-энергетический ряд
Объекты: структурные части популяционно-видового уровня организации живой материи
Процессы: протекающие в популяциях (свободное скрещивание, выживаемость, видообразование, эволюция) |
: Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Описывать структуру популяционно-видового уровня, процессы, протекающие в нем
Интеллектуальный уровень
Характеризовать место популяции в природе
Характеризовать значение сложности внутривидовых связей |
Работа над материалом учебника
Составление характеристики в тетради
Обсуждение ключевых вопросов |
Рисунки учебника 45
Плакаты |
28 |
Основные закономерности эволюции
Д.з.§45 |
|
Термины: биологическая эволюция, видообразование, дивергенция
Объекты:
вид
Процессы:
Прогрессивное усложнение форм |
Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Перечислять основные закономерности эволюции
Интеллектуальный уровень
Характеризовать основные закономерности эволюции, раскрывать сущность необратимости эволюции
Творческий уровень
Анализировать и оценивать значение коэволюции |
Работа над лекционным материалом, по ключевым вопросам
|
Рисунки
Коэволюция |
28 |
Современные представления об эволюции органического мира
Д.з.§ 46 |
|
Термины: элементарный материал (наследственная изменчивость), элементарные факторы эволюции (естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляция) элементарная единица эволюции (популяция) |
Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть элементарную единицу эвол., элементарный материал, факторы эволюции
Интеллектуальный уровень
Характеризовать элементарную единицу эволюции, элементарный эволюционный материал, факторы эволюции
|
Анализ текста учебника
Рисунков 46-47
Составление опорной схемы |
Рисунки учебника
46-47 |
29 |
Основные направления эволюции
Д.з.§49 |
|
Термины: ароморфозы, дегенерация, идиоадаптация
Объекты:
основные направления эволюции
Процессы:
Биологический прогресс, биологический регресс |
Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть основные направления эволюции
Интеллектуальный уровень
Характеризовать основные направления эволюции
Творческий уровень
Приводить собственные примеры |
Беседа на основе наглядного материала
Анализ схемы
Работа в тетради |
Рисунок 52
Схема
Направления эволюции |
30 |
Проблема сохранения видов.
Д.з.§54 |
|
Термины:
Биологическое разнообразие, генофонд
Объект:
Исчезающие виды организмов |
Интеллектуальный уровень
Объяснять суть проблемы сохранения видов живых организмов
Творческий уровень
Моделировать ситуацию изменений в биогеоценозе при исчезновении определенного вида организмов |
Анализ содержания презентации
Анализ текста учебника, рисунка |
Презентация
Исчезающие виды организмов
Рисунок
учебника 57
|
31 |
Урок обобщения и подведения итогов по теме 4 и по курсу |
|
|
Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Интеллектуальный уровень
Характеризовать
Свойства и значение популяционно-видового уровня организации жизни, вид и популяцию как биосистему, антропогенез, стратегию сохранения видов
: |
|
|