Тематическое планирование курса биологии для 10 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника И.Н. Пономаревой «Общая биология. 10 класс»
Автор: Гаджиева Е.М.

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч) (4)

ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ(12часов)

Задачи:
-рассмотреть основные свойства и значение популяционно-видового уровня организации живой материи;
-вид и популяцию как биосистему;
-особенности и этапы происхождения человека разумного;
-современную стратегию сохранения биологических видов Земли.

22

Основные свойства и критерии вида
Д.з.§36

 

Термины: вид, популяция, филогенез, репродуктивная изоляция,
Объекты:
признаки вида
Процессы: сохранение обособленности вида

Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам
Называть признаки вида
Интеллектуальный уровень
Характеризовать вид как биосистему, механизмы, препятствующие скрещиванию видов

 

Самостоятельная работа по описанию вида

 

Морфологические критерии описания вида

23

Популяция как форма существования вида
Д.з.§37

 

Термины: популяция, особь,
Объекты: типы популяций (географическая, экологическая, элементарная)

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Описывать типы популяций
Интеллектуальный уровень
Характеризовать значение популяционной формы существования вида
Творческий уровень
Приводить собственные примеры типов популяций (географической, экологической, элементарной) в нашей местности

Беседа с использованием  проблемных вопросов

Анализ текста учебника, схемы

Работа по парам по основным позициям темы

 

Схема
Популяционная структура вида

 

Текст учебника

24

Популяция как основная единица эволюции
Д.з.§39

 

Термины: микроэволюция, макроэволюция, дивергенция, изоляция,
Объекты:
единица эволюции - популяция
Процессы:
микроэволюция, макроэволюция

Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам
Называть процессы эволюционные процессы, протекающие в популяции
Интеллектуальный уровень
Характеризовать особенности популяции, как эволюционной единицы
Творческий уровень
Обосновывать утверждение «вид качественный этап эволюции»

Работа с лекционным материалом

 

Анализ текста
Работа по вопросам

Плакат
Рисунок 44

 

 

Видообразование его способы.
Д.з.§40

 

Термины: микроэволюция, дивергенция, биологическое и географическое видообразование
Объекты: симпатрическое видообразование, аллопатрическое видообразование
Процессы:
Образования нового вида

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Описывать способы видообразования
Интеллектуальный уровень
Характеризовать способы видообразования
Творческий уровень
Анализировать и оценивать ситуацию влияния изменения внешней среды на процесс видообразования 

Работа с лекционным материалом

 

Анализ текста
Работа по вопросам

Плакат
Рисунок 44

 

25

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы эволюции человека
Д.з.§43

 

Термины:
антропогенез, бисоциальные свойства человека, микроэволюция
Объекты:
этапы эволюционного становления человека
Процессы: антропогенез

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть основные этапы эволюции гоминид, факторы, способствующие эвол. преобразованиям
Интеллектуальный уровень
Объяснять биосоциальную  сущность человека
Творческий уровень
Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека

Анализ и обсуждение материала презентации

 

Работа индивидуально  по вопросам в тетради

Схема
Этапов антропогенеза

 

Презентация
Происхождение человека

27

Особенности популяционно-видового уровня жизни
Д.з.§44

 

Термины:
генетико-эволюционный ряд, функционально-энергетический ряд
Объекты: структурные части популяционно-видового уровня организации живой материи
Процессы: протекающие в популяциях (свободное скрещивание, выживаемость, видообразование, эволюция)

: Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам
Описывать структуру популяционно-видового уровня, процессы, протекающие в нем
Интеллектуальный уровень
Характеризовать место популяции в природе
Характеризовать значение сложности внутривидовых связей

Работа над  материалом учебника

Составление характеристики в тетради
Обсуждение ключевых вопросов

Рисунки учебника 45

Плакаты

28

Основные закономерности эволюции
Д.з.§45

 

Термины: биологическая эволюция, видообразование, дивергенция
Объекты:
вид
Процессы:
Прогрессивное усложнение форм

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Перечислять основные закономерности эволюции
Интеллектуальный уровень
Характеризовать основные закономерности эволюции, раскрывать сущность необратимости эволюции
Творческий уровень
Анализировать и оценивать значение коэволюции

Работа над лекционным материалом, по ключевым вопросам

 

 

 

 

Рисунки
Коэволюция

28

Современные представления об эволюции органического мира
Д.з.§ 46

 

Термины: элементарный материал (наследственная изменчивость), элементарные факторы эволюции (естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляция) элементарная единица эволюции (популяция)

Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам
Называть элементарную единицу эвол., элементарный материал, факторы эволюции
Интеллектуальный уровень
Характеризовать элементарную единицу эволюции, элементарный эволюционный материал, факторы эволюции

 

Анализ текста учебника
Рисунков 46-47

 

Составление опорной схемы

 

Рисунки учебника
46-47

29

Основные направления эволюции
Д.з.§49

 

Термины: ароморфозы, дегенерация, идиоадаптация
Объекты:
основные направления эволюции
Процессы:
Биологический прогресс, биологический регресс

Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам
Называть основные направления эволюции
Интеллектуальный уровень
Характеризовать основные направления эволюции
Творческий уровень
Приводить собственные примеры

Беседа на основе наглядного материала

Анализ схемы

Работа в тетради

Рисунок 52

 

Схема
Направления эволюции

30

Проблема сохранения видов.
Д.з.§54

 

Термины:
Биологическое разнообразие, генофонд
Объект:
Исчезающие виды организмов

 

Интеллектуальный уровень
Объяснять суть проблемы сохранения видов живых организмов
Творческий уровень
Моделировать ситуацию изменений в биогеоценозе при исчезновении определенного вида организмов

Анализ содержания презентации

 

Анализ текста учебника, рисунка

Презентация
Исчезающие виды организмов

Рисунок
 учебника 57

 

31

Урок обобщения и подведения итогов по теме 4 и по курсу

 

 

Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам

Интеллектуальный уровень
Характеризовать
Свойства и значение популяционно-видового уровня организации жизни, вид и популяцию как биосистему, антропогенез, стратегию сохранения видов
: