Тематическое планирование курса биологии для 10 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника И.Н. Пономаревой «Общая биология. 10 класс»
Автор: Гаджиева Е.М.

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч) (2)

                                                  БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (8 часов)

Задачи:
-рассмотреть биосферу как  биосистему, как особый структурный уровень организации живой природы, как экосистему;
-этапы становления и развития биосферы в истории Земли;
-роль живого вещества в существовании биосферы; 

6

Учение В.И. Вернадского о биосфере
Д.з.§10

 

Термины
Биосфера, область жизни, живое вещество, костное вещество, биокостное вещество, глобальная биосистема
Объекты
Биосфера, функции живого вещества
Процессы

Биотический круговорот

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть границы биосферы
Интеллектуальный уровень
Обосновывать, что биосфере есть биосистема

 

Беседа на основе демонстрационного материала

Анализ рисунка 7

Составление опорного конспекта
Обсуждение ключевых вопросов

Портреты ученых

 

Рисунок 7

7

Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере
Д.з.§14

 

Термины: биологическая эволюция, ароморфозы, прокариоты, гетеротрофы, автотрофы, хемосинтетики, фотосинтетики, хлорофилл, фотосинтез, экосистема,половое размножение, зигота, риниофиты,
Объекты: этапы биологической эволюции

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Перечислять основные этапы биологической эволюции
Интеллектуальный уровень
Объяснять последовательность этапов эволюции (химическая, биологическая)
Творческий уровень
Аргументировать значение совместного существования организмов в эволюционном процессе

Анализ текста учебника

 

Работа в тетради по вопросу

 

 

Обсуждение ключевых этапов эволюции

Портреты ученых
А.Н.Северцев

Рисунки 15-16

8

Биосфера как глобальная экосистема
Д.з.§16

 

Термины:
живое вещество, костное, биокостное,
биосистема, продуценты, консументы, редуценты,
Объекты: структурные компоненты экосистемы
Процессы: круговорот углерода, круговорот фосфора, воды

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть основные компоненты биосферы
Интеллектуальный уровень
Характеризовать функции компонентов биосферы
Творческий уровень
Анализировать значение взаимного воздействия компонентов биосферы

Беседа

Анализ рисунков и схем

 

Работа над вопросами по группам

Плакаты
Экосистемы

 

Рисунки учебника18-22

 

9

Понятие о ноосфере как новом состоянии биосфере
Д.з.§18

 

Термины: ноосфера, пределы емкости
Объекты:
ноосфера
Процессы: взаимодействие человека и биосферы

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам

Интеллектуальный уровень
Характеризовать процессы взаимодействия человека и биосферы
Творческий уровень
Анализировать и оценивать состояние ноосферы

 

Проблемная беседа

Индивидуальные задания

 

Обсуждение ключевых позиций

 

10-11

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Д.з.§ 19-20

 

Термины: биогеоценоз, экология, путь устойчивого развития
Объекты:
 Процессы в биосфере, структурные элементы биосферы,
Процессы: обеспечивающие возможность существование жизни

Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам
Перечислять свойства биосистем используемых для характеристик структурных уровней организации жизни
Интеллектуальный уровень
Описывать биосферный уровень организации жизни

Творческий уровень
анализировать и оценивать необходимость развития экологического направления знания

Описание объекта по основным характеристикам
На основании учебника

 

Анализ рисунков

Рисунки биогеоценозов

12

Живой мир в литературе.
Д.з.§21

 

Объекты:
Природа в литературных произведениях

Интеллектуальный уровень
Объяснять значение использования природного описания для раскрытия темы
Творческий уровень
Представлять свои работы с использованием тем природы

 

Анализ произведений

Представление своих работ

Отрывки литературных произведений

 

Репродукции картин
видеоматериал

 

Урок обобщения и подведения итогов по теме 2.

 

 

Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам

Интеллектуальный уровень
Характеризовать биосферу, как особый структурный уровень организации живой материи и как экосистему, роль живого вещества , условия устойчивости экосистемы «Биосфера»

 

Фронтальная беседа

 

Тест