Тематическое планирование курса биологии для 10 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника И.Н. Пономаревой «Общая биология. 10 класс»
Автор: Гаджиева Е.М.

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч) (3)

БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ(9 часов)

Задачи:
-рассмотреть основные свойства  и значение биогеоценотического уровня организации жизни;
-биогеоценоз как биосистему и как экосистему;
- основные механизмы устойчивости биогеоценоза;
- причины смены биогеоценозов;
-роль биогеоценозов в эволюции живых организмов.

13

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни
Д.з.§22

 

Термины: биогеоценоз, биотоп, биоценоз
Объекты:
структурные элементы биогеоценоза
Процессы: круговорот веществ и поток энергии, саморегуляция

Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам
Называть основные процессы, структурные элементы биогеоценоза
Интеллектуальный уровень
Характеризовать отличия биогеоценотического уровня организации жизни и биосферного
Творческий уровень

Анализ плаката

Беседа на основе демонстрационного материала

 

Работа в тетради (сравнение)

Работа по группам

Плакат
Уровни организации жизни

Рисунки биогеоценозов

14

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема
Д.з.§23

 

Термины: природное сообщество, коадаптация, многовидовая надорганизменная биосистема
Объекты: биосистема
Процессы: жизнедеятельности и взаимодействия компонентов биогеоценоза

Воспроизведение и описание
 Давать определения терминам
Называть и описывать основные группы организмов, образующих экосистему
Интеллектуальный уровень
Охарактеризовать значение для эволюции видов их совместное существование
Творческий уровень
Привести примеры видов основных групп организмов в местных биогеоценозах

Анализ рисунков биосистем

 

Анализ текста учебника, составление опорной схемы

Портреты ученых
В.Н.Сукачев
А.Д.Тенсли

Рисунки

15

Строение и свойства биогеоценоза
Д.з.§ 24

 

Термины:
трофические связи, цепи питания, цепи выедания, цепи разложения, сети питания, первичная, вторичная продукция, емкость биотопа, экологическая ниша
Объекты:
биоценоз, экотоп Закономерности:
правило 10 процентов, экологической пирамиды

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам

Интеллектуальный уровень
Объяснять значение различных трофических уровней в устойчивости биогеоценоза
Творческий уровень
Моделировать состояние экосистемы при нарушении ее видового состава

Работа по лекционному материалу

 

Анализ рисунков

 

Составление пищевых цепей, пищевых сетей, экологических пирамид, обсуждение работ

Рисунки учебника 26-28

 

Плакаты
Экологические пирамиды

16

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе
Д.з.§ 25

 

Термины: коадаптации, мимикрия, коэволюция, симбиоз, мутуализм, комменсализм, нахлебничество, квартиранство, хищничество, паразитизм, антагонизм, конкуренция
Объекты: многообразие связей в биогеоценозе
Процессы: взаимодействия живых организмов

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть типы биоценотических связей
Интеллектуальный уровень
Характеризовать типы биоценотических связей, приводить свои примеры
Творческий уровень
Анализировать типы биоценотических связей в местных экосистемах:

Беседа на основе демонстрационного материала

 

Анализ рисунков, схем

 

Работа по вопросам в тетради

Рисунки учебника 29-33

 

Фотографии
Типов взаимодействия организмов

Схема
Связи в биогеоценозе

17

Смена биогеоценозов и ее причины
Д.з.§ 28

 

Термины: сукцессия, (временный, коренной, конечный, климаксовый) биогеоценоз, сукцессионный ряд
Объекты:
сукцессионные изменения в биогеоценозе
Процессы:
 Смена биогеоценозов (первичная, вторичная)

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть виды сукцессий, описывать типы сукцессионных смен
Интеллектуальный уровень
Характеризовать особенности саморазвития биогеоценоза
Творческий уровень
Моделировать процесс изменений в различных экосистемах

Беседа с использованием проблемных задач

 

Анализ схем и рисунков

 

Моделирование сукцессионного процесса

Плакат
Сукцессия

18

Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов
Д.з.§32

 

Термины: рекультивация,
Объекты:
заповедник, национальный парк,
памятник природы, урочища
Процессы:
Восстановление биогеоценозов

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Перечислять отличия естественного биогеоценоза от агробиоценоза
Интеллектуальный уровень
Характеризовать особенности агробиоценозов, особенности сохранения и восстановления естественных биогеоценозов
Творческий уровень
Приводить примеры заказников, заповедников, памятников природы нашей местности

Анализ рисунков

Работа в тетради (сравнение)

 

Беседа на основе видеоматериала

Фотографии агробиоценозов
Биоценозов

 

Рисунки учебника

Текст учебника

 

Фрагменты видеолекции

 

19

Экологические законы природопользования
Д.з.§ 34

 

Законы:
Экологические законы

Воспроизведение и описание
Называть законы природопользования
Интеллектуальный уровень
Характеризовать законы природопользования
Творческий уровень
Анализировать и оценивать ситуацию рационального природопользования в нашем регионе

 

Беседа

Работа по вопросам группами

 

Обсуждение ключевых вопросов темы

 

Фотографии пейзажей

20

Образы природы в художественных произведениях и народном творчестве.
Д.з.§ 35

 

Объект:
Природные явления в литературных источниках

Интеллектуальный уровень
Объяснять значение использования природного описания для раскрытия темы
Творческий уровень
Представлять свои работы с использованием тем природы

 

Работа по группам

Отрывки литературных произведений

 

Репродукции картин
видеоматериал

21

Урок обобщения и подведения итогов по теме 3

 

 

Интеллектуальный уровень
Характеризовать свойства и значение биогеоценотического уровня организации живой природы

 

Беседа

Тест

Рисунки
Плакаты