Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Прекрасное рядом с тобой» для четвертого класса, автор О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, 2004. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Прекрасное рядом с тобой» О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, 2004; «Счастливые встречи» В. С. Порудоминский 1997, а также дополнительных пособий: для учителя «Педагогига начальной школы» И. П. Подласый 2000, «Филимоновские свистульки» Ю. Г. Дорожин 2002; «Основы композиции» Н. М. Сокольникова, 1996; «Счастливые встречи» В. С. Порудоминский 1997 «Словарь искусства» Н. М. Сокольникова 1996; «Преемственность в формировании художественного творчества детей в начальной школе» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова 2002; для учащихся (Рабочая тетрадь по изобразительному искусств, О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, 2004; «Школа изобразительного искусства» М. Н. Алексич 1994; «Этюды об изобразительном искусстве» М. Алпатов 1994.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения изобразительному искусству:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний: основы художественной грамотности;
- Овладение способами деятельностей, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- Уметь оценивать и обосновывать свою точку зрения на произведения искусства;
- Освоение ценностно - рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества основы художественной грамотности. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.Это содержание обучения является базой для развития ценностно - смысловой компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.