Тематическое планирование курса химии для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия.10кл. Профильный уровень» авторов О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина
Автор: Стесякова М.В.

Рабочая программа (102 ч) (2)

Тема №3. Углеводороды. (28 ч.)
I Предельные углеводороды ( 7 ч.).
Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:

  • получили систему знаний  о многообразии предельных углеводородов, их номенклатуре и изомерии, о пространственном строении предельных органических соединений, механизмах их  химического взаимодействия, способах получения и применения.
  • могли применять знания для объяснения химических свойств алканов, способах их получения; решения задач на нахождение формулы вещества по результатам химического анализа; использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по химии;
  • продолжили развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения химических задач, при осуществлении поиска химической информации и ее презентации в виде проекта;
  • приобрели практические навыки в планировании и проведении экспериментов, описании и обобщении результатов наблюдений, представлении результатов наблюдений (учебно-познавательная, коммуникативная, рефлексивная компетенции)

22-23

ноябрь

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Проблемное изложение

Проблемная лекция

Индивидуальная

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов, их состав. Основные способы переработки нефти на фракции.

Знать природные источники углеводородов, их состав. Основные способы переработки нефти на фракции. ( Р )
Уметь объяснять крекинг нефти,, записывать уравнения реакций. Чем природный газ отличается от попутного? Каковы его продукты и их состав. Приводить уравнения реакций продуктов коксования угля. Иметь представление о реформинге, алкилировании и ароматизации нефтепродуктов. Знать экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.( П )

Дид. карт. 45-48

§ 10, упр. 1-11

Д: 1.)Схема перегонки нефти.
2.)Схема каталитического крекинга.
3.)Коллекция
?Природные источники углеводородов?.
Доклады.

24

ноябрь

Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Поисковая

Семинар

Групповая

Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и др. алканов. Изомерия. Способы получения алканов.

Знать электронное строение атома углерода в стационарном и возбужденном состоянии. Уметь называть алканы ( Р ).
 Знать основные способы их получения. Знать лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей, карбоновых кислот, гидролиз Al4C3. Уметь составлять формулы изомеров алканов и называть их по  систематической номенклатуре. Уметь записывать уравнения реакции получения алканов ( П )

Дид. карт. 49-52

§ 11, упр. 1-4,6-8

Шаростержневые модели молекул алканов.
Демонстрация: Плавление парафина и его отношение к воде.
CD – «Кубышка»
Сайт «Предельные углеводороды»

25-26

ноябрь

Химические свойства алканов. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Проектная

Исследование

Групповая

Реакции замещения.Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов.

Знать основные хим. свойства алканов ( Р )
Объяснять механизм реакции замещения, уметь составлять ур. реакций. Практически использовать знания о механизме (свободнорадикальном) реакции в быту и на производстве.( П )
Создание проекта «Предельные углеводороды (алканы)» (Т).

Дид. карт. 53-56

§ 11, упр. 5, 9-12.

Д:
1.) Горение CH4.
2.) Взрыв смеси CH4 с воздухом.
3.) Отношение метана, бензина к бромной воде и KmnO4.
Сайт «Предельные углеводороды

27

ноябрь

Совершенствование знаний по теме с использованием заданий разного уровня сложности. Урок закрепления знаний

Проектная

Создание продукта (презентация)

Групповая

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества

Создание алгоритма решения задач на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества (Т).

 

Задачи из уч.

Карточки, тесты разного уровня сложности.
CD-Химия-21век
Сайт «Предельные углеводороды

28

ноябрь

Практическая работа №1.
Качественное определение C, H, Cl, N, S в органических веществах. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Проблемные задания, практикум

Парная

 

Уметь распознавать образцы алканов и алкенов.Обнаруживать воду, сажу,углекислый газ в продуктах горения углеводородов.
Уметь практически определять качественный состав органических соединений. ( Т )

 

 

Задачи из уч.

 

II Непредельные углеводороды ( 12  ч.)
Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:

  • получили систему знаний  о кратной углерод – углеродной связи, о высокой реакционной способности соединений с кратными связями, их химических свойствах, способах получения и применения.
  •  могли применять знания для сравнения предельных  и непредельных углеводородов по строению, свойствам и способам получения.
  • продолжили развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения химических задач, при осуществлении поиска химической информации и ее презентации в виде проекта;
  • приобрели практические навыки в планировании и проведении экспериментов, описании и обобщении результатов наблюдений, представлении результатов наблюдений (учебно-познавательная, коммуникативная, рефлексивная компетенции) 

    29

декабрь

Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Проблемная лекция

Групповая

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и др. алкенов. Изомерия: структурная и пространственная. Номенклатура и физ. Свойства алкенов.Способы получения алканов.

Уметь записывать формулы изомеров алкенов и называть их по рациональной и систематической номенклатуре. Знать основные способы получения алкенов и записывать уравнения реакций. Знать правило Зайцева. ( Р )
Объяснять электронное и пространственное строение этилена, образование s  и p- связи, SP2- гибридизацию. Уметь характеризовать поляризацию p-связи в молекулах алкенов на примере пропена, объяснять индуктивный(+I) эффект на примере молекулы пропена. ( П )

Дид. карт. 57-60

§ 12, упр. 2,4

Шаростержневые модели молекул изомеров алкенов.
Д: обнаружение в керосине непредельных соединений. Таблица ?Строение молекулы этилена?.

30-31

декабрь

Химические свойства алкенов. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности Семинар-практикум

Групповая

Реакции присоединения, окисления, полимеризации.
Применение алкенов на основе их свойств. Механизм р. электрофильного присоединения к алкенам.

 Уметь записывать уравнения реакции присоединения: Н2; галогенов; НСl; НОН (используя правило Морковникова); реакцию полимеризации. ( Р )
 Объяснять механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам, окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях ( П ).

Дид. карт. 61-64

§ 12, упр. 3,5-9

Д: 1.) Обесцвечивание бромной воды этиленом.
2.) Обесцвечивание KmnO4 этеном.
3.) Горение этена. Коллекция образцов полимеров. Сайт «Непредельные углеводороды»

32

декабрь

Обобщение и систематизация знаний по темам ?Алканы? и ?Алкены?. Урок закрепления знаний

Проектная

Создание продукта (презентация)
Семинар-тренинг

Групповая

Упражнения в составлении хим. формул изомеров и гомологов веществ классов алканов и алкенов. Упражнения в составлении реакций с участием алканов и алкенов. Решение расчетных и экспериментальных задач

Уметь составлять генетические ряды и осуществлять превращения в цепочках с помощью уравнений химических реакций. ( П )
 Уметь распознавать практически алкены и алканы в заданных растворах.( Т )

Дид. карт. 65-68

Задачи из уч.

Л: Распознавание образцов алканов и алкенов.
CD-Химия-21век Карточки с заданиями разного уровня сложности. Тестовые задания

33

декабрь

Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Исследование

Групповая

Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекулы ацетилена др. алкинов. Изомерия. Номенклатура и физ. свойства алкинов.Способы получения алкинов.

Уметь называть алкины и составлять формулы гомологов и изомеров. Знать способы получения ( Р ) и записывать уравнения реакций.( П )

Дид. карт. 69-72

 

§ 13, упр. 1-3,5

Д: Изготовление моделей алкинов.
CD – «Кубышка» Сайт «Непредельные углеводороды»

34

декабрь

Химические свойства алкинов. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности Семинар-практикум

Групповая

Реакции присоединения. Тримеризация ацетилена в бензол.
Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.

Уметь записывать уравнения реакций: присоединения НОН (реакция Кучерова); Н2; Сl2; НСl к молекулам алкинов; ( Р )
реакции замещения атомов серебра; реакции тримеризациии ацетилена, окисление алкинов, особые свойства терминальных алкинов.( П )
Создание проекта «Алканы и алкины» (Т).

Дид. карт.73-76

§ 13, упр. 4,6-8

Д: 1.) Взаимодействие С2Н2 с бромной водой и раствором KmnO4.
2.) Горение ацетилена. Взаимодействие С2Н2 с раствором соли меди или серебра. Сайт «Непредельные углеводороды»

35

декабрь

Алкадиены. Строение молекулы. Изомерия, номенклатура. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Исследование

Групповая

Гомологический ряд и общая формула алкадиенов.Строение молекул.Изомерия. Номенклатура и физ. свойства алкадиенов. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.

Знать о межклассовой изомерии и составлять формулы изомеров и называть их. ( РОбъяснять взаимное расположение p-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное, особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. ( П )

Дид. карт.77-80

§ 14, упр. 1-3

Модели молекул алкадиенов с различным расположением
p - связей. Компьют. поддержка

36-37

декабрь

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.
 Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Проектная

Исследование

Групповая

Аналогия в хим. свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука.

Уметь записывать уравнения реакций присоединения к алкадиенам, реакции полимеризации. Знать особенности натурального и синтетического каучуков. Резина
( П )
Создание проекта «Непредельные углеводороды» (Т).

Дид. карт. 81-84

§ 14, упр. 4-6

Модели молекул алкадиенов.
Д: Обесцвечивание растворов KmnO4 и Вr2.
Коллекция ?Каучук и резина?.
CD-Химия-21век

38-39

декабрь

Циклоалканы Строение, изомерия, номенклатура, свойства. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности Семинар-практикум

Групповая

Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Изомерия: цис-, транс-, межклассовая.
Химические свойства циклоалканов.

 Знать гомологический ряд и общую формулу циклоалканов ( Р ).
 Уметь записывать формулы гомологов и изомеров циклоалканов и называть их. Знать химические свойства и уметь записывать уравнения реакций. Знать гомологический ряд и общую формулу циклоалкано, объяснять напряжение цикла в C3H6, C4H8 и C5H10, конформации C6H12. Знать изомерию циклоалканов, химические свойства, особые свойства C3H6, C4H8.( П )

Дид. карт. 85-88

§ 15, упр. 1-4

Модели молекул циклоалканов.
Д: Отношение циклогексана к растворам KmnO4 и Вr2.

40

декабрь

Совершенствование знаний учащихся о непредельных углеводородах. Решение расчетных задач.
Урок закрепления знаний

Поисковая

Семинар-тренинг

Групповая

Решение расчетных задач на нахождение молекулярной формулы вещества. Осуществление цепочек превращений.

Уметь составлять цепочки превращений классов органических соединений и осуществлять их с помощью химических уравнений реакций ).
Знать механизмы химических реакций. ( Т )

Дид. карт.

Задачи из уч.

Д:  Карточки, тесты с заданиями разного уровня сложности.

III Ароматические углеводороды (Арены) (9  ч.).
Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:

  • получили систему знаний  об ароматической связи, особенностях ее электронного строения, номенклатуре и изомерии аренов, их пространственном строении, механизмах их  химического взаимодействия, способах получения и применения.
  •  могли применять знания для объяснения гомологии аренов, образованных сочетанием бензольных колец с предельными и непредельными боковыми цепями; изомерии двузамещенных бензола и генетической связи гомологических рядов.
  • продолжили развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения химических задач, при осуществлении поиска химической информации и ее презентации в виде проекта;
  • приобрели практические навыки в планировании и проведении экспериментов, описании и обобщении результатов наблюдений, представлении результатов наблюдений (учебно-познавательная, смыслопоисковая, коммуникативная, рефлексивная компетенции)

41

январь

Ароматические углеводороды (арены). Строение молекулы бензола. Физические свойства и способы получения аренов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Объясни-тельно-иллюстративная

Лекция

Индивидуальная

Бензол как представитель «Аренов».
Строение молекулы бензола.
Изомерия и номенклатура аренов.
Гомологи бензола.
Получение аренов.

Знать строение молекулы бензола, способы получения бензола и его гомологов ( Р ),
Иметь представление о полуторных связях, объяснять влияние углеводородных радикалов на распределение электронной плотности ароматического ядра
( П )

Дид. карт. 89-92

§ 16, упр. 1,2

CD – «Кубышка»
CD-Химия-21век
Сайт «Ароматические углеводороды»

42-43

январь

Химические свойства бензола. Хлорирование и гидрирование бензола. Реакция замещения. Применение бензола и его гомологов. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

 

Поисковая

 

Организация совместной учебной деятельности, семинар-практикум

 

Групповая

Химические свойства бензола.
Применение бензола и его гомологов.
Радикальное хлорирование бензола.

Уметь писать реакции замещения, присоединения, алкилирования, горения бензола и толуола. ( Р )
 Объяснять положительный  и отрицательный мезомерный эффект, взаимное влияние атомов в молекуле толуола, каталитическое гидрирование бензола. Уметь сравнивать реакционную способность бензола и толуола в реакциях замещения. Объяснять ориентирующее действие группы атомов CH3 в реакциях замещения с участием толуола, ориентиры I  и II  рода, реакции боковых цепей алкилбензолов ( П )
Создание проекта «Ароматические углеводороды» (Т).

Дид. карт. 93-96

§ 16, упр. 3-9

Д: 1.) Горение бензола.
2.) Отношение к KmnO4 и Вr2.
3.) Обесцвечивание KmnO4 и Вr2 толуолом.
CD-Химия-21век

44-45

январь

Генетическая связь между классами углеводородов.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Проблемные задания

Парная

Решение расчетных задач.
Выполнение упр. на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов.

Уметь применять знания о строении и. свойствах углеводородов и способах получения при выполнении упражнений разного уровня сложности. Уметь сравнивать состав, строение и свойства углеводородов, устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами веществ.( П )
Уметь распознавать различные углеводы, используя качественные реакции.
( Т )

Дид. карт. 97-100

Задачи из уч

Карточки, тесты, задания разного уровня сложности.

46

январь

Практическая работа № 2 «Углеводороды».
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Исследователь-ская

Проблемные задания, практикум

Парная

 

Уметь распознавать органические вещества изученных классов, определять их качественный состав
( Т )

 

 

 

47-48

январь

Обобщение знаний по теме ?Углеводороды?. Подготовка к контрольной работе. Урок закрепления знаний

Проектная

Создание продукта (презентация)
Семинар-тренинг

Групповая

Упражнения по составлению р. Реакций с участием углеводородов.
Решение расчетных задач.
Выполнение тестовых заданий.

Уметь записывать  уравнения реакций иллюстрирующих химические свойства углеводородов, способы получения и генетическую связь, решать расчетные задачи.
( П)
Создание проекта «Генетическая связь углеводородов» (Т).

Дид. карт. 97-100

Задачи из уч.

Карточки, схемы, тестовые задания разного уровня сложности.

49

январь

Контрольная работа № 2  по теме ?Углеводороды?
Урок контроля, оценки и коррекции знаний

 

 

 

 

Учет и контроль знаний по теме