Тематическое планирование курса химии для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия.10кл. Профильный уровень» авторов О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина
Автор: Стесякова М.В.

Рабочая программа (102 ч)

Кол
час.

Дата

Система уроков
Тип урока

Дидакти
ческая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Элементы содержания

Планируемый результат и уровень усвоения

Вид контроля

Домашнее зада­ние

Информационно-методическое
 обеспечение
(эксперимент)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Введение ( 5 ч.).
Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:

  • получили систему знаний об органической химии как науке, о её вкладе в изучение веществ, составляющих организмы растений, животных, человека; основных положениях теории химического строения А.М.Бутлерова
  • могли применять знания для объяснения строения атома углерода, видов гибридизации его электронных орбиталей; необходимости появления в органической химии материалистической теории, ее значении в науке и практике; единства веществ природы и её законов;
  • продолжили развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием информационных технологий  (ценностно-ориентационная, смыслопоисковая, коммуникативная, рефлексивная компетенции).

1

сент
ябрь

Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Проблемное изложение

Проблемная лекция

Индивидуальная

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений.
Значение и роль орг. Химии в системе естественных наук и в жизни общества.

Знать о причинах выделения органической химии в самостоятельную науку, теории витализма, о роли органической химии в системе естественных наук, краткий очерк истории развития органической химии. (Р)

Упр. 1,3

§ 1, упр. 4-7

Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.

2-3

сент
ябрь

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Проблемное изложение

Проблемная лекция

Индивидуальная

Предпосылки создания теории строения орг. веществ.
Основные положения теории строения А. М. Бутлерова.

Знать основные положения теории А.М. Бутлерова (Р)
Знать и уметь объяснять взаимное влияние атомов друг на друга и на свойства молекул в целом, изготавливать шаростержневые модели молекул .Знать предпосылки теории строения: работы предшественников, работы А.Кекуле и Э.Франкланда ( П ). 

Дид. карт.1-4

§ 2, упр. 1-7

Модели молекул: CH4; CH3OH; C2H2; C2H6;
н-бутана и изобутана.
Компьют. поддержка.

4

сент
ябрь

Строение атома углерода. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Электронное облако и орбиталь, их формы.
Электронные и графические формулы атома углерода. Ковалентная хим. связь и ее разновидности.

Знать определения понятий ?электроотрицательность?, ?полярная и неполярная ковалентная связь?, ?ионная связь?, ?водородная связь?. (Р) Уметь составлять схемы образования молекул: Н2; Cl2; N2; HCl; H2O; NH3; CH4; C2H4; C2H2.
Объяснять основные характеристики ковалентной связи: длинна, энергия, полярность, направленность,  образование ионов NH4+ и H3O+ . Уметь сравнивать обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. ( П )

Дид. карт.5-8

§ 3, упр. 1-5

Шаростержневые и объемные модели молекул: Н2; Cl2; N2; H2O; CH4. Компьют. поддержка

5

сент
ябрь

Валентные состояния атома углерода. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Лекция

Индивидуальная

Валентные состояния атома углерода. Геометрия молекул.
Модель Гиллепси.

 Уметь определять по графической формуле первичный, вторичный, третичный и четвертичный атом углерода.( Р )
 Характеризовать виды гибридизации атома углерода. Приводить примеры . Уметь применять модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимальными затратами энергии.
( П )
Создание проекта «Виды гибридизации электронных орбиталей атома углерода» (Т)

Дид. карт.9-12

§ 4, упр. 1-4;

Шаростержневые и объемные модели молекул:
CH4; C2H4; C2H2.
Таблицы, схемы. Компьют. поддержка

Тема №1. Строение и классификация органических соединений.( 10  ч.).
Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:

  • получили систему знаний в области химического строения соединений углерода, их многообразия, изомерии, номенклатуры.
  • могли применять знания для объяснения многообразия органических веществ, характеристики веществ народнохозяйственного значения.
  • продолжили развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при осуществлении поиска химической информации и ее презентации в виде проекта;
  • приобрели практические навыки в составлении формул веществ по их названиям
  •  (учебно-познавательная, смыслопоисковая , коммуникативная, рефлексивная компетенции).

6-7

сент
ябрь

Классификация органических соединений. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

 Лекция

Групповая

Классификация орг. Соединений: по строению углеродного скелета, по функциональным группам.

Уметь составлять схему классификаций органических соединений ( Р ), приводить примеры ( П ).

Дид. карт. 13-16

§ 5, упр. 1-5

Схема, таблица классификации органических соединений.
Сайт «Классификация органических соединений»

    8-9

сент
ябрь

Основы номенклатуры органических соединений.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Исследователь-ская

Самостоятель-ное планирование и проведение исследования,
семинар

Парная

Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Принципы образования названий орг. соединений по ИЮПАК.

Знать принципы образования названий органических соединений по систематической номенклатуре. (Р) Уметь называть органические соединения по тривиальной и систематической номенклатуре.
Знать рациональную номенклатуру как предшественника номенклатуры ИЮПАК.( П )

Дид. карт. 17-20

§ 6, упр. 1,2

 Таблицы: ?Название алканов и алкильных заместителей?;

10-11

октябрь

Изомерия в органической химии и её виды.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности, семинар-практикум

Групповая

Структурная изомерия и ее виды.
Пространственная изомерия и ее виды.
Биологическое значение оптической изомерии.

Знать виды изомерии органических соединений.( Р )
Уметь составлять изомеры и называть их по систематической и рациональной номенклатурам, Объяснять пространственную изомерию, ее виды: геометрическая и оптическая, биологическое значение оптической изомерии, отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях ( П ).
Создание проекта «Виды изомерии в органической химии». (Т).

Дид. карт. 21-24

§ 7, упр. 1-7

Шаростержневые модели молекул. Групповая работа по карточкам

12-14

октябрь

Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений Урок закрепления знаний

Обобщающее повторение

Семинар тренинг-минимум

Групповая

Решение задач на вывод формул орг. соединений. Подготовка к контрольной работе.

Знать признаки классификации органических веществ, находить и называть формулы изомеров по разным номенклатурам. ( Р )
Уметь находить формулу вещества по результатам химического анализа )
Создание проекта «Классификация органических соединений» (Т).

Дид. карт. 25-28

повторение § 5-7

Карточки, тесты, схемы.
Сайт «Изомерия и номенклатура органических веществ»

15

октябрь

Контрольная работа №1 Урок контроля, оценки и коррекции знаний

 

 

 

 

Учет и контроль знаний по теме «Строение и классификация органических соединений».

 

 

 

Тема №2. Химические реакции в органической химии (6 ч.)
Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:

  • получили систему знаний в процессе изучения химических реакций в органической химии и их классификации по различным признакам, о механизмах химических реакций.
  • продолжили развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при раскрытии универсального характера основных положений теории химического строения и процессов протекания химических реакций (рефлексивная, учебно-познавательная, смыслопоисковая , коммуникативная компетенции). 

 16-18

октябрь

Типы химических реакций в органической химии. Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Понятие о реакциях замещения, присоединения, полимеризации, отщепления ( элиминирования), изомеризации.
Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.

Знать типы химических реакций в органической химии. ( Р )
Уметь определять тип реакции по схеме уравнения. Уметь приводить примеры реакций различных типов.
( П )

Дид. карт. 37-40

§ 8, упр. 1-4
§ 12,13

Д: Взрыв смеси метана с хлором;
Обесцвечивание бромной воды этиленом;
Получение этилена и этанола.
CD-Химия-21век

19

ноябрь

Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Лекция

Групповая

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекуле.

Уметь объяснять гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно – акцепторному механизму, понятие о нуклеофиле и электрофиле. Уметь классифицировать реакции по типу реагирующих частиц и принципу изменения состава молекул, объяснять индуктивный и мезомерный эффекты, правило Марковникова.( П )

Дид. карт. 37-40

§ 9, упр. 1-4

Д: Взрыв гремучего газа
Горение метана
Взрыв смеси метана с кислородом
CD – «Кубышка»

20-21

ноябрь

Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц. Урок закрепления знаний

Обобщающее повторение

Проблемные задания, семинар-практикум

Индивидуаль ная и групповая работа

 

Знать типы химических реакций, уметь классифицировать реакции,
( Р)
определять типы реакций в органической химии по уравнениям реакций.( П )
Создание проекта «Классификация химических реакций в органической химии» (Т).

Дид. карт. 41-44

Задачи из сборника Хомченко

Карточки с заданиями разного уровня сложности. Тестовые задания.