Тематическое планирование курса технологии для 4 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, 2008 год издания и ориентирована на использование учебника Изобразительное искусство: Каждый народ - художник, автор Л. А. Неменская
Автор: Воробьева О.Я.

Таблично-графическая схема рабочей программы (102ч)

Название раздела программы: Истоки родного искусства (22 часа) 4 класс
Цель: Развитие навыков живописи, изображения человека. Развитие композиционных навыков. Формирование конструктивных навыков.

N
п/п

 Система уроков

Сроки
Тип урока
Цель урока

Дидактическая  модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-
методическое обеспечение

Компетенции

Учебно - познавательная

 

Информационно-коммуникативная

 

Базовый уровень

 

Продвинутый уровень

сентябрь

1-2

Пейзаж родной земли
урок индивидуального практического творчества
 Цель: ознакомить  с разнообразием пейзажных мотивов; ознакомить с творчеством выдающихся отечественных художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина;
развивать живописные и композиционные навыки

Продуктивная, обьяснительно-иллюстративная

Беседа,
демонстрация, наглядность

Индивидуальная
изображение российской природы (пейзаж)

Умение узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин);
умение использовать художественные материалы (гуашь);
умение применять основные средства художественной выразительности в живописи

 

 

продуктивный (СП, К)

Умение построить несложную композицию;умение воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
умение передавать настроение в творческой работе     творческий  (ЛС)

Умение адекватно воспринимать  произведения художников;
умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства

Г. Скрибицкий «Художник осень», стихи Ф. Тютчева, А. Твардовского; Энциклопедия для детей Т.7 Искусство

3-4

Гармония жилья с природой
урок индивидуального практического творчества
Цель: ознакомить с образом традиционного русого дома – избы; ознакомить с творчеством выдающегося отечественного художника В. А. Серова; развивать живописные и композиционные навыки

Обьяснительно-иллюстративная, продуктивная

Рассказ,

беседа,
наглядность

 

Индивидуальная
изображение избы

Умение узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (И. И. Левитан, В. А. Серов);
умение использовать художественные материалы (гуашь);
умение применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти и воображению)

продуктивный (СП, К)

Умение построить несложную композицию;умение  воспринимать окружающий мир и произведения искусства    творческий  (ЛС)

Умение участвовать в диалоге,

Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; В. П. Орфинский , Логика красоты. Архитектурные новеллы. Изд. 3-е. Петрозаводск: «Карелия, 1982.;

5-8

Деревня – деревянный мир
урок коллективной  творческой деятельности
 Цель: ознакомить с деревянной храмовой архитектурой; развивать конструктивные навыки и навыки работать в коллективе

Продуктивная, обьяснительно-иллюстративная

Рассказ,

беседа,
наглядность, технологические карты

 

Коллективная,
создание панно

Умение использовать художественные материалы (бумага);
умение применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах

 

 

 

 

 

 

 

продуктивный (СП, К)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла;
умение сформулировать замысел;умение построить несложную композицию;умение  использовать в коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация  творческий  (ЛС, К, Р)

Формирование навыков учебного сотрудничества в коллективных работах  (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность)

Д. Лихачев. Земля родная;
Стихи С. Есенина; В. И. Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.-М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

9-10

Образ красоты человека. Образ мужчины
урок индивидуального практического творчества
Цель: ознакомить с творчеством выдающегося отечественного художника В. М. Васнецова;
развивать навыки изображения человека и композиционные навыки

Продуктивная,
обьяснительно-иллюстративная

Беседа,
наглядность, демонтрацияметодическое пособие «Рисование фигуры человека»

Индивидуальная
изображение
образа «доброго молодца»

Умение узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов);
умение использовать художественные материалы (цветные карандаши);
умение применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению)

 

продуктивный (СП,ЦО, К)

Умение узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (А. А. Пластов);
умение создавать творческие работы на основе собственного замысла;умение построить несложную композицию;умение воспринимать произведения искусстватворческий  (ЛС,К, Р)

Умение участвовать в диалоге;
умение адекватно воспринимать  произведения художников;
умение вступать в общение с произведением искусства

Былины, составитель В. И. Кулагин. - М. Современник, 1986.;
Энциклопедия для детей Т.7 Искусство

11-12

Образ красоты человека.
«Русская красавица»
урок индивидуального практического творчества
Цель: ознакомить с творчеством выдающегося отечественного художника И. Билибина; развивать навыки изображения человека и композиционные навыки

Продуктивная,
обьяснительно-иллюстративная

Беседа,
наглядность, демонтрация, методическое пособие «Рисование фигуры человека»

Индивидуальная
изображение образа «Русской красавицы»

Умение  узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов);
умение применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению)

 

 

продуктивный (СП,ЦО, К)

Умение узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (И. Билибин);
умение использовать художественные материалы (мелки,);
умение создавать творческие работы на основе собственного замыслатворческий  (ЛС,К, Р)

Умение участвовать в диалоге;
умение адекватно воспринимать  произведения художников;
умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства

Русские народные сказки; Энциклопедия для детей Т.7 Искусство

13-14

Традиционная одежда как выражение образа красоты человека
урок индивидуального практического творчества
Цель: ознакомить с конструкцией народного костюма;
развивать навыки изображения человека и живописные навыки

Продуктивная,
обьяснительно-иллюстративная,

Беседа,
демонстрация, наглядность, методические таблицы

Индивидуальная
изображение крестьянки в народном костюме

Умение использовать художественные материалы (гуашь);
умение применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению)

 

 

продуктивный (СП,ЦО, К)

 

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла     творческий  (ЛС,К, Р)

Умение участвовать в диалоге;
умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе

Вейс Герман, История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. – М.: Изд-во Эксмо,2002.

октябрь

15-16

Народный костюм
урок индивидуального практического творчества
Цель: ознакомить с технологией изготовления тряпичных кукол; развивать умение работать по технологическим картам

Обьяснительно-иллюстративная,
продуктивная

 

Беседа,
наглядность, технологические карты

Индивидуальная
изготовление тряпичных кукол

Умение сравнивать различные виды декоративно - прикладного искусства;
умение создавать творческие работы, используя технологические карты

 

 

 

 

продуктивный (СП,ЦО)

 

Умение передавать настроение в творческой работе (декоративно-прикладном искусстве) с помощью материала, (на примерах изделий народного искусства)   творческий  (ЛС, Р)

Умение участвовать в диалоге
умение использовать источники информации

Вейс Герман, История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. – М.: Изд-во Эксмо,2002.

17-18

Образ труда в русской культуре
урок индивидуального практического творчества
Цель:
ознакомить с творчеством выдающегося отечественного художника А.А. Пластова; развивать навыки изображения человека в движении и композиционные навыки

Обьяснительно-иллюстративная, продуктивная

 

Рассказ,

беседа, наглядность, демонстрация, методические таблицы «Изображение фигуры человека в движении»

Индивидуальная
изображение трудовых процессов (сенокос, пахота, уборка урожая)

Умение использовать художественные материалы (гуашь);
умение применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению)

 

 

 

 

продуктивный (СП,ЦО, К)

Умение узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (А. А. Пластов);
умение создавать творческие работы на основе собственного замысла;умение построить несложную композицию творческий  (ЛС,К, Р)

Умение адекватно воспринимать  произведения художников;
умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства

Отрывки из поэм Н. Некрасова;
Энциклопедия для детей Т.7 Искусство

19-22

Народные праздники
урок коллективной  творческой деятельности
Цель: ознакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков; развивать навыки изображения человека и  композиционные навыки

Обьяснительно-иллюстративная, поисковая

Беседа,
демонстрация, технологические карты

Коллективная,
создание панно «Ярмарка»

Умение использовать художественные материалы (акварель, бумага)

 

 

 

 

 

 

 

творческий (СП, Р)

Умение сформулировать замысел;умение построить несложную композицию;умение  использовать в коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация   творческий (ЛС, Р)

Умение участвовать в диалоге;
формирование навыков учебного сотрудничества в коллективных работах  (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность)

В. И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества»