Пояснительная записка (2)
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Здесь представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков профессиональной подготовки по профессии «Портной». В блоках «Машиноведения», «Материаловедения», «Конструирование и моделирование» — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории разработки и создания швейных изделий.Это содержание обучения является базой для развития социально-трудовой компетенции учащихся.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профессиональная подготовка по профессии «Портной» включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности вне лицея.
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, рабочая программа предполагает профессиональное обучение в объеме 130 часов, а также производственную практику в объеме 40 часов в 9 классе. Для профессиональной подготовки используются часы, отведенные на образовательную область «Технология», и часы из вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной школы (приказ Министерства Образования РФ № 322 от 9.02.1998г.).
В соответствии с этим реализуется авторская «Программа профессиональной подготовки учащихся 8-11 классов по профессии «Портной» (код 16909 по ОК 016-94)», разработчик Иванова Е.А., рекомендованной ВГИПК РО 8.09.2003г.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом направленности классов реализуются программа профильного уровня в 9 классе.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений опрофессии портногобудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
- профориентационных игр («Подарок», «Угадай профессию», «Человек-профессия»,);
- межпредметных интегрированных уроков (кулинария, столярное дело, предпринимательство);
- внеклассных инегрированных мероприятий «День матери», «Масленица», «Пасха»;
- проектной деятельности по ключевым темам курса.
На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.