Тематическое планирование курса технологии для 7 класса (мальчики) (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа является модифицированной, разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Технология» трудовое обучение 1-4, 5-11 классы за 20005 год авторов Хотунцева Ю. Л., Симоненко В. Д. и ориентирована на использование учебника «Технология»: учебник для 7 кл. общеобразовательного учреждения: вариант для мальчиков/В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский: под редакцией В.Д Симоненко
Автор: Короткова О.В.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа является модифицированной, разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Технология» трудовое обучение 1-4, 5-11 классы за 20005 год авторов Хотунцева Ю. Л., Симоненко В. Д. Рабочая программа   ориентирована     на     использование учебника «Технология»: учебник для 7 кл. общеобразовательного учреждения: вариант для мальчиков/В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский: под редакцией В.Д Симоненко. –М. «Вентана-Граф», 2005г., а также дополнительных пособий:
для учителя:

  • «Сад и огород для ленивых», Траннуа П. Ф.- М.: АСТ-ПРЕСС СКД.
  •  «Книга юного натуралиста», И. Шабаршов и др., М., Молодая гвардия, 1982г.
  • «Размножение растений», Ф. Мак-Миллан, М., Мир, 1992г.
  • «Умный огород в деталях», Курдюмов Н. И.-2-е издание. переработ. и дополн.- Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.
  • «Занятие по трудовому обучению, 6-7 кл.: обработка древесины, металла, электротехнических и д.р. работы, ремонтные работы в быту: Пособие для учителя труда/Г.Б. Волошин, А.А. Воронов, А.И. Гедвилло и др. Под редакцией Д.А. Тхоржевского.-2-е изд., перераб. И доп. –М.: Просвешение, 1990 г.
  • «Технический справочник учителя труда: Пособие для учителей 4-8 кл./Ю.А. Боровков, С.Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенец.-2-е изд, перераб. И доп. –М.: Просвещение, 1980г.
  • «Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей техн. труда и руководителей кружков. –М.: Просвещение,1984г.
  • «Объекты труда: 7 кл.: Обработка древесины и металла, электротехнические работы: Пособие для учителя. –М.: Просвешение,1990г.
  • Технология. 7 класс (для мальчиков): Материалы к урокам раздела «Обработка древесины на токарно-винторезном станке» / авт.-сост. В. А. Василенко.- Волгоград: Учитель, 2007.
  • Технология. 7 класс (для мальчиков): Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко/ сост. Ю.П. Засядько.- Волгоград: Учитель,2006
  • Программа «Технология» 1-4, 5-11 классы, М. Просвещение, 2005 г.

 для учащихся:

  • Викторов Е.А. «Технология». Тетрадь для 7 кл. Вариант для мальчиков.- Саратов: «Лицей», 2000 г.
  • Технология: учебник для 7 кл. общеобр. уч./А.Т. Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. –М.: «Вентана-Граф», 2005г

а также дополнительного пособия:

  • Арефьев И.П. «Занимательные уроки технологии для мальчиков. 7 класс.» Пособие для учителей и учащихся.- М.: Школьная Пресса, 2004.
  • Объекты труда: 7 кл: обраб. древесины и металла. Электротехн.                           

                   работы:  Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1990 г

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения технологии:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска. и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

 

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

 

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, художественная обработка материалов;
  • Овладение способами деятельностей по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
  • Освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; Способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами , тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде шести тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом и седьмом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков экологической культуры и экологической морали учащихся. Во втором и четвёртом — представлены дидактические единицы, содержащие сведения о технологиях создания изделий, из конструкционных материалов, на основе конструкторской и технологической документации, в третьем блоке - дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению, в пятом – сведения по электротехнике, это позволяет развивать социально- трудовую компетенцию учащихся.  В шестом блоке представлены дидактические единицы, содержащие проектную деятельность, что позволяет развивать познавательно-смысловую и деятельностную компетенции учащихся. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитиятехнических и технологических процессов, открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации.