Пояснительная записка
Данный календарно-тематический план изучения курса «Информатика и ИКТ» в 10 -11 классах в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Календарно-тематическое планирование, составлено исходя из следующих требований и документов:
- Примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый и профильный уровни;
- обязательный минимум содержания образования по информатике и ИКТ (Учебные стандарты школ России);
- адаптированные авторские программы:
- профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе Н.Д. Угриновича;
- разноуровневого обучения основ информатики и информационных технологий М.И. Еременко, рекомендованная для использования в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, (утвержденных зав. кафедрой математического образования и информационных технологий доктором пед. наук, профессором Т.К. Смыковской и проректором по организационно-методической работе кандидатом пед. наук, доцентом Н.Н.Рождественской 08.09. 2003.).
Критерии отбора содержания и его объема для 10-11 класса базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний: использование общепользовательских умений в профильной учебно-практической деятельности. Это позволяет строить концентр в 10 – 11 классах на основе содержания концентра основной школы (5 – 9 класс), где формируются профессиональные знания и умения, позволяющие старшекласснику в дальнейшем самостоятельно ориентироваться и развиваться в среде обновляющихся информационных и коммуникативных технологий, в том числе в дальнейшей профессиональной деятельности.
Календарно-тематический план рассчитан на углубленное изучение информатики и содержит элементы профильного уровня стандарта образования по информатике и ИКТ, т.е. каждый раздел данного тематического планирования способствует, благодаря подбору задач и тем:
- развитию компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в области общепользовательских технологий, знакомства с профессиональными информационными технологиями;
- совершенствованию навыков работы с информацией на уровне адекватного применения основных общепользовательских инструментов, использование возможностей ИКТ, выходящих за рамки общепользовательских, освоение минимального набора профессиональных инструментов;
- приобретению опыта использования программных средств, ориентированных на решение задач профильной области;
- формированию умения использовать и самостоятельно создавать информационные модели процессов и объектов, характерных для профильной области;
Данное планирование предполагает изучение информатики и ИКТ в 10, 11 классах по 35час (1час в неделю).
Изучение информационных технологий в классах естественнонаучной направленности естественнонаучной линии дифференциации направлено на достижение
следующих целей:
- Освоение и системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;
- Овладению умениями построения и описания объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных предметов;
- Воспитанию чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе; на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
- Приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения и передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В теоретическом плане программа акцентирует внимание на следующих содержательных линиях курса:
- информация и информационные процессы;
- моделирование и формализация;
- информационные технологии обработки текста и графики;
- информационные технологии обработки числовой информации;
- технологии хранения, поиска и сортировки информации, в том числе и в созданных базах данных;
- технологии создания и преобразования информационных объектов;
- мультимедийные технологии;
- коммуникационные технологии.
Данный курс ориентирован на использование учебника и практикума Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10-11 класс» (2003, 2004, 2005г.), и дополнительных пособий: учебник Н.В.Макарова «Информатика 10-11»(2001г.) и «Сборник задач по информатике в 2-х частях» под ред. И.Семакина (2002г.).
В календарно-тематическом планирование отражены три уровня знаний и умений учащихся.
Содержание программы превышает содержание обучения по информатике и ИКТ (базовый уровень), поэтому планируемые результаты предусматривают продвинутый и углубленный уровни усвоения программы (элементы профильного стандарта).
Базовый уровень - это уровень знаний и умений, соответствующий образовательному стандарту.
Продвинутый уровень - это целостная, функционально полная система (базовый уровень + приращение дополнительного материала, теоретического и практического характера).
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс, тематикой творческих работ, создаваемых баз данных и мультимедийных проектов.
Углубленный уровень – уровень решения творческих задач и разработки проектов, требующих дополнительных знаний по предмету, например, овладения технологией создания сайтов, поиска информации в Интернет для организации личных баз данных. Углублению знаний способствуют и занятия на элективных курсах по выбору:
- Обработка отсканированных изображений в ADOBE PHOTOSHOP;
- Телекоммуникационный этикет (Безопасная работа в Интернет);
- Web-редактор FrontPage;
- Создание графического объекта в редакторе Corel DRAW;
- Создание и оформление издательской продукции Microsoft Publisher.
Как правило, учащиеся на практических занятиях работают по группам, используется проектный метод обучения для реализации поставленных задач.
В результате изучения информатики и ИКТ учащиеся класса по окончании 11 класса должны:
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Учебный процесс освоения знаний по информатике и ИКТ способствует овладению такими компетенциями, как информационно-коммуникативная, учебно-познавательная, информационно-технологическая, ценностно-смысловая и социально-трудовая, а также побуждает учащихся к самоусовершенствованию. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки информации любого вида.
Дидактические модели обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков (ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных исследований, презентаций творческих домашних заданий). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
В календарно-тематическом плане система дидактического обеспечения представлена в виде программных продуктов Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint, стандартных программ Windows), Web-редакторов, поисковых систем Internet, а также разработанных учениками программ обучения, контроля знаний в виде презентаций, сайтов, комплектов практических работ и разноуровневых тестов.