Тематическое планирование курса информатики для 11 класса (базовый уровень)

Данный календарно-тематический план изучения курса «Информатика и ИКТ» в 10 -11 классах в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Автор: Дмитриева Н.В.

Пояснительная записка

Данный календарно-тематический план изучения курса «Информатика и ИКТ» в 10 -11 классах  в соответствии с Федеральным  образовательным стандартом по информатике и информационно-коммуникационным  технологиям.
Календарно-тематическое планирование, составлено исходя из следующих требований и документов:

  • Примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый и профильный уровни;
  • обязательный минимум содержания образования по информатике и ИКТ (Учебные стандарты школ России);
  • адаптированные авторские программы:
    • профильного курса «Информатика и ИКТ»  в старшей школе Н.Д. Угриновича;
    • разноуровневого обучения  основ информатики и информационных технологий М.И. Еременко, рекомендованная для использования в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, (утвержденных зав. кафедрой математического образования и информационных технологий доктором пед. наук, профессором Т.К. Смыковской и проректором по организационно-методической работе кандидатом пед. наук, доцентом Н.Н.Рождественской 08.09. 2003.).

Критерии отбора содержания и его объема для 10-11 класса  базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний: использование общепользовательских умений в профильной учебно-практической деятельности. Это позволяет строить концентр в 10 – 11 классах на основе содержания концентра основной школы (5 – 9 класс), где формируются профессиональные знания и умения, позволяющие старшекласснику в дальнейшем самостоятельно ориентироваться и развиваться в среде обновляющихся информационных и коммуникативных технологий,  в том числе в дальнейшей профессиональной деятельности.
Календарно-тематический план рассчитан на углубленное изучение информатики  и содержит  элементы профильного уровня стандарта образования по информатике и ИКТ, т.е. каждый раздел данного тематического планирования способствует, благодаря подбору задач и тем:

  • развитию компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в области общепользовательских технологий, знакомства с профессиональными информационными технологиями;
  • совершенствованию навыков работы с информацией на уровне адекватного применения  основных общепользовательских инструментов, использование возможностей ИКТ, выходящих за рамки общепользовательских, освоение минимального набора профессиональных инструментов;
  • приобретению опыта использования программных средств, ориентированных на решение задач профильной области;
  • формированию умения использовать и самостоятельно создавать информационные модели процессов и объектов, характерных для профильной области;

Данное планирование предполагает изучение информатики и ИКТ в 10, 11 классах  по 35час (1час в неделю).
Изучение информационных технологий в классах естественнонаучной направленности  естественнонаучной линии дифференциации  направлено на достижение
следующих целей:

  • Освоение и системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль  информационных процессов в обществе;
  •  Овладению умениями построения и описания объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных предметов;
  • Воспитанию чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе; на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • Приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения и передачи  информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

В теоретическом плане программа акцентирует внимание на следующих содержательных линиях курса:

  • информация и информационные процессы;
  • моделирование и формализация;
  • информационные технологии обработки текста и графики;
  • информационные технологии обработки числовой информации;
  • технологии хранения, поиска и сортировки информации, в том числе и в созданных базах данных;
  • технологии создания и преобразования информационных объектов;
  • мультимедийные технологии;
  • коммуникационные технологии.

 Данный курс ориентирован на использование учебника и практикума  Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10-11 класс» (2003, 2004, 2005г.), и дополнительных пособий: учебник Н.В.Макарова «Информатика 10-11»(2001г.) и  «Сборник задач по информатике в 2-х частях» под ред. И.Семакина (2002г.).
В календарно-тематическом планирование отражены три уровня знаний и умений учащихся.
Содержание программы превышает содержание обучения по информатике и ИКТ (базовый уровень), поэтому планируемые результаты предусматривают продвинутый  и углубленный уровни усвоения программы (элементы профильного стандарта).
Базовый уровень - это уровень знаний и умений, соответствующий образовательному стандарту.
Продвинутый уровень - это целостная, функционально полная система (базовый уровень + приращение дополнительного материала, теоретического и практического характера).
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс, тематикой творческих работ, создаваемых баз данных и мультимедийных проектов.
Углубленный уровень – уровень решения творческих задач и разработки проектов, требующих дополнительных знаний по предмету, например, овладения технологией создания сайтов, поиска информации в Интернет для организации личных баз данных. Углублению знаний способствуют и занятия на элективных курсах по выбору:

  • Обработка отсканированных изображений в ADOBE PHOTOSHOP;
  • Телекоммуникационный этикет (Безопасная работа в Интернет);
  • Web-редактор FrontPage;
  • Создание графического объекта в редакторе Corel DRAW;
  • Создание и оформление издательской продукции Microsoft Publisher.

Как правило, учащиеся на практических занятиях работают по группам, используется проектный метод обучения для реализации поставленных задач.
В результате изучения информатики и ИКТ учащиеся класса  по окончании 11 класса должны:
знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Учебный процесс освоения знаний  по информатике и ИКТ способствует овладению такими компетенциями, как информационно-коммуникативная, учебно-познавательная, информационно-технологическая, ценностно-смысловая и социально-трудовая, а также побуждает учащихся к самоусовершенствованию. В тре­бованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных зна­ковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки  информации любого вида.
Дидактические модели обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков (ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных исследований, презентаций творческих домашних заданий). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
В календарно-тематическом плане система дидактического обеспечения представлена в виде программных продуктов Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint, стандартных программ Windows), Web-редакторов, поисковых систем Internet, а также разработанных учениками программ обучения, контроля знаний в виде презентаций, сайтов, комплектов практических работ и разноуровневых тестов.