Тематическое планирование курса информатики для 10 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план рассчитан на углубленное изучение информатики и содержит элементы профильного уровня стандарта образования по информатике и ИКТ. Сокращены некоторые разделы профильной программы, так как в лицее преподавание «Информатики и ИКТ» состоит из двух предметов «Информатика и ИКТ» и «Технология», (имеются ввиду информационные технологии), и на всё отводится - 210ч. (3 часа в неделю). По Федеральной программе - это 280ч. (4 часа в неделю). В данном календарно-тематическом планирование рассматриваются только отдельные разделы данной программы, большая часть её представлена в тематическом плане по «Технологии»
Автор: Дмитриева Н.В.

Пояснительная записка

Данный календарно-тематический план изучения курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах естественнонаучной направленности разработан в соответствии с образовательным стандартом по информатике и информационно-коммуникационным  технологиям.
Календарно-тематическое планирование составлено исходя из следующих требований и документов:

  • Примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый и профильный уровни;
  • обязательный минимум содержания образования по информатике (Учебные стандарты школ России);
  • авторская программа профильного курса  обучения  информатики и ИКТ на профильном уровне в старшей школе Н.Д. Угриновича.

Календарно-тематический план рассчитан на углубленное изучение информатики  и содержит элементы профильного уровня стандарта образования по информатике и ИКТ. Сокращены некоторые разделы профильной программы, так как в лицее преподавание «Информатики и ИКТ» состоит из двух предметов «Информатика и ИКТ» и «Технология», (имеются ввиду информационные технологии), и на всё отводится - 210ч. (3 часа в неделю). По Федеральной программе - это 280ч. (4 часа в неделю). В данном календарно-тематическом планирование рассматриваются только отдельные разделы данной программы, большая часть её представлена в тематическом плане по «Технологии».
Данное планирование предполагает изучение информатики в 10, 11 классах  по 35час (1час в неделю).
В теоретическом плане программа акцентирует внимание на следующих содержательных линиях курса:

  • информация и информационные процессы;
  • программное обеспечение ЭВМ и методы его разработки;
  • алгоритмизация и программирование, в том числе и на объектно-ориентированном языке программирования Delphi;
  • основные виды алгоритмов и вычислительные аспекты применения ЭВМ;
  • перспективы развития вычислительной техники и роль информации в современном мире.

Данный курс ориентирован на использование учебника и практикума  Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10-11 класс» (2003, 2004, 2005г.), и дополнительных пособий: Л.З.Шауцукова «Информатика 10-11» (2000г.),  «Сборник задач по информатике в 2-х частях» под ред. И.Семакина (2003г.).
Содержание курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах  физико-математической линии дифференциации  – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира.

Изучение информатики и ИКТ в классах данного профиля направлено на достижение
следующих целей:

  • систематизация знаний в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубления их с учетом профиля;
  • развитие компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в области общепользовательских технологий, знакомства с профессиональными информационными технологиями;
  • совершенствование навыков работы с информацией на уровне адекватного применения  основных общепользовательских инструментов, использование возможностей ИКТ, выходящих за рамки общепользовательских, освоение минимального набора профессиональных инструментов;
  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построение и описание объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; информационным процессам в технологических системах;
  • формирование у учащихся системно-информационного подхода к анализу окружающего мира и умения использовать и самостоятельно создавать информационные модели процессов и объектов, характерных для профильной области;
  • развитие алгоритмическое мышления, способностей к формализации и программированию;
  • овладению умениями строить математические объекты, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию, приобретение опыта разработки программных средств, ориентированных на решение задач профильной области на языке Паскаль;
  • воспитанию чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе; на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения и передачи  информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

В процессе освоения курса учащиеся овладевают умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели, использую при этом знания о современной научной картине мира.
Используя алгоритмические конструкции, изученные в 7 классе, школьники должны уметь решать задачи на компьютере, разрабатывая алгоритм и составляя программу на языке Паскаль, простейшие программы   в 11классе - на Delphi. Содержание задач предусматривает, не только  обработку числовой (хотя таких задач и большинство), но и текстовой и графической информации.
В соответствии с профильной направленностью класса, содержание программы превышает содержание обучения по информатике и ИКТ (базовый уровень). Поэтому планируемые результаты предусматривают продвинутый  и углубленный уровни усвоения программы (элементы профильного стандарта).
Продвинутый уровень подразумевает расширение содержания базового уровня дополнительными сведениями и задачами повышенной сложности.
Углубленный уровень – расширение содержания: например в данном курсе рассматривается тема «Основные алгоритмы и вычислительные аспекты применения ЭВМ». Включены вопросы использования компьютера для обработки результатов физических экспериментов, решение задач по математике по теме «Приближенные вычисления». Данные задачи решаются несколькими способами, -  используя программы, написанные учениками на Паскале или применяя электронные таблицы EXCEL.
Содержание домашних заданий носит дифференцированный характер. Используется проектный метод обучения. Проекты выполняются по  группам или индивидуально.
Организация учебного процесса, дидактические материалы, темы проектов способствуют развитию у учащихся учебно-познавательной, информационно-коммуникационной,  ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций, социально-трудовой, а также способности к саморефлексии и  самообразованию.  Учащиеся знакомятся с профессиями, связанными с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций, осваивая элементы социально-трудовой, профессиональной компетенциями.
По окончанию 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать:

  • логическую символику;
  • основные конструкции языка программирования;
  • классификацию и назначение языков программирования;
  • свойства алгоритмов  и принцип формализации;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • общую структуру деятельности по решению задач с использованием компьютера;
  • этапы создания и отладки программы на алгоритмическом и объектно-ориентированном языке программирования;
  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности;

уметь:

  • создавать и отлаживать, создавая систему тестов, типовые программы на языке программирования;
  • оперировать  и обрабатывать различные типы данных в программах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту или процессу, проводить виртуальные эксперименты по готовым моделям;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными информационными системами и эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • соблюдения  правил техники безопасности и гигиены, эргономики и ресурсосбережения  при использовании средств ИКТ;

К данному планированию  разработаны дидактические материалы в виде разноуровневых задач и компьютерных тестов. Используются тесты пробного ЕГЭ по информатике, программные продукты: Turbo Pascal 7.0, Delphi 6.0, Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, стандартные программы Windows), программы, презентации и сайты, разработанные учениками.