Тематическое планирование курса информатики для 8 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы профессиональной подготовки и ориентирована на использование учебников:учащихся 8-11 классов по профессии «Оператор ЭВМ», разработанной к.п.н., Еременко М.И. , С. В. Киселев, В.П. Курганов «Оператор ЭВМ»
Автор: Дмитриева Н.В.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы профессиональной подготовки учащихся 8-11 классов по профессии «Оператор ЭВМ», разработанной к.п.н., Еременко М.И.
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебников:
С. В. Киселев, В.П. Курганов «Оператор ЭВМ»,
Под редакцией И. Е. Семакина «Информатика. Сборник задач»,
а также дополнительных источников:
для учителя: Ю. А. Шафрин «Информационные технологии»
для учащихся: Энциклопедия для детей. Информатика.т. 22 М.: Аванта плюс -2003, Изобретения. Энциклопедия для детей М.: ACT - 2000, Мой персональный компьютер Минск: литература - 1998
Данный календарно-тематический план учитывает математическую направленность с профессиональной подготовкой по курсу «Оператор ЭВМ» 8 «Б» класса и предполагает профессиональное обучение в объеме 68 часов, 2 часа в неделю. Для профессиональной подготовки используются часы, отведенные на образовательную область «Технология», и часы из вариативной части базового учебного плана общеобразовательной школы.
Содержание курса имеет две ярко выраженных составляющих:
Первая - это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.
Вторая составляющая - это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
На основании стандарта начального профессионального образования настоящий календарно-тематический план реализует следующие уровни усвоения:
Базисный уровень - уровень знаний и умений, соответствующих стандарту профессионального образования, который должен быть усвоен всеми учащимися, предполагает узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной и типовой деятельности с опорой и по памяти.
Продвинутый уровень - это целостная функциональная система (базовый уровень + приращение дополнительного материала теоретического и практического характера), предполагает самостоятельное выполнение типовой деятельности, а также создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
В соответствии с данной рабочей программой у учащихся формируются следующие компетенции:

  • учебная - на протяжении всего курса обучения;
  • информационно-коммуникативная - при изучении тем: «Информация и информатика», «Сведения по информатике и вычислительной технике»;
  • информационно-технологическая - при изучении тем: «Пакет презентационной графики Microsoft PowerPoint»;
  • социально-трудовая (профессиональная) - при выполнении самостоятельных и проектных работ.

Для реализации данной рабочей программы система дидактического обеспечения учебного процесса представлена в виде операционной системы Widows 2000. Разработаны уроки - практикумы по Widows 2000.
Для информационной видео поддержки учебного процесса предполагается использование следующих учебных видео материалов:

  • INTERNET © Студия Интеракт Ст-П: 1997. Продолжительность 10 серий по 12 мин. 8-11 кл.
  • Персональный компьютер для начинающих в 2х частях © Студия Интеракт Ст-П: 1996. Продолжительность по 60 мин. 8-11 кл.

Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:

  • Физиолого-гигиенические основы трудового процесса, требования санитарии;
  • Основные положения законодательства по охране труда;
  • Основные определения информатики;
  • Свойства и единицы измерения информации;
  • Понятие о программном обеспечении;
  • Основные этапы обработки информации на ЭВМ;
  • Последовательность действий в процессе записи, хранения, накопления, преобразования, считывания, копирования информации;
  • Понятие об архитектуре ЭВМ;
  • Системный блок, его основные злы, их функции, связь, размещение, технические характеристики, исполнение. Типы корпусов;
  • Основные характеристики и типы внутренней и внешней памяти ЭВМ;
  • Роль вычислительной техники в автоматизированных системах управления;
  • Устройства ввода-вывода информации и дополнительные устройства, их разновидности, назначение, принципы работы, способы подключения;
  • Виды носителей информации и каналов связи. Приемы ввода информации в ЭВМ и ее последующий вывод;
  • Правила включения, перезагрузки и выключения компьютера и периферийных устройств;
  • Функции и группы клавиш на клавиатуре, варианты клавиатурных комбинаций. Методы работы десятипальцевым способом;
  • Операционные системы (ОС) – термины и определения;
  • Виды ОС, их назначение и особенности;
  • Структура, свойства и возможности ОС;
  • Приемы работы в ОС. Основные операторы и функции ОС;
  • Разновидности и применение системных утилит для настройки и обслуживания ЭВМ;
  • Основные файловые менеджеры, их характеристики и возможности;
  • Правила и приемы работы в программах оболочках, основные команды меню и диалоговых окон;
  • Разновидности операций с файлами и каталогами;
  • Способы представления информации на панелях;
  • Приемы создания и редактирования меню пользователя;
  • Периодичность и способы обновления программного обеспечения;
  • Требования к аппаратным ресурсам;
  • Перспективы программного обеспечения;
  • Виды и сроки мероприятий по техническому обслуживанию оборудования и аппаратуры.

Учащиеся должны уметь:

  • Вести процесс обработки информации на ЭВМ;
  • Выполнять ввод-вывод информации с носителей данных, каналов связи;
  • Готовить к работе технику и периферийные устройства;
  • Работать с клавиатурой;
  • Работать в основных операционных системах;
  • Работать в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнять основные операции с файлами и каталогами;
  • Использовать средства защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий;
  • Соблюдать санитарно-гигиенические требования, нормы и правила по охране труда;
  • Поддерживать санитарное состояние оборудования и рабочих мест в соответствии с нормами.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

    • создавать простейших модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических презентаций;
    • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;
    • создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
    • осуществлять организацию индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
    • передавать информацию по телекоммуникационным каналам, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.