Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы профессиональной подготовки учащихся 8-11 классов по профессии «Оператор ЭВМ», разработанной к.п.н., Еременко М.И.
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебников:
С. В. Киселев, В.П. Курганов «Оператор ЭВМ»,
Под редакцией И. Е. Семакина «Информатика. Сборник задач»,
а также дополнительных источников:
для учителя: Ю. А. Шафрин «Информационные технологии»
для учащихся: Энциклопедия для детей. Информатика.т. 22 М.: Аванта плюс -2003, Изобретения. Энциклопедия для детей М.: ACT - 2000, Мой персональный компьютер Минск: литература - 1998
Данный календарно-тематический план учитывает математическую направленность с профессиональной подготовкой по курсу «Оператор ЭВМ» 8 «Б» класса и предполагает профессиональное обучение в объеме 68 часов, 2 часа в неделю. Для профессиональной подготовки используются часы, отведенные на образовательную область «Технология», и часы из вариативной части базового учебного плана общеобразовательной школы.
Содержание курса имеет две ярко выраженных составляющих:
Первая - это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.
Вторая составляющая - это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
На основании стандарта начального профессионального образования настоящий календарно-тематический план реализует следующие уровни усвоения:
Базисный уровень - уровень знаний и умений, соответствующих стандарту профессионального образования, который должен быть усвоен всеми учащимися, предполагает узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной и типовой деятельности с опорой и по памяти.
Продвинутый уровень - это целостная функциональная система (базовый уровень + приращение дополнительного материала теоретического и практического характера), предполагает самостоятельное выполнение типовой деятельности, а также создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
В соответствии с данной рабочей программой у учащихся формируются следующие компетенции:
- учебная - на протяжении всего курса обучения;
- информационно-коммуникативная - при изучении тем: «Информация и информатика», «Сведения по информатике и вычислительной технике»;
- информационно-технологическая - при изучении тем: «Пакет презентационной графики Microsoft PowerPoint»;
- социально-трудовая (профессиональная) - при выполнении самостоятельных и проектных работ.
Для реализации данной рабочей программы система дидактического обеспечения учебного процесса представлена в виде операционной системы Widows 2000. Разработаны уроки - практикумы по Widows 2000.
Для информационной видео поддержки учебного процесса предполагается использование следующих учебных видео материалов:
- INTERNET © Студия Интеракт Ст-П: 1997. Продолжительность 10 серий по 12 мин. 8-11 кл.
- Персональный компьютер для начинающих в 2х частях © Студия Интеракт Ст-П: 1996. Продолжительность по 60 мин. 8-11 кл.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- Физиолого-гигиенические основы трудового процесса, требования санитарии;
- Основные положения законодательства по охране труда;
- Основные определения информатики;
- Свойства и единицы измерения информации;
- Понятие о программном обеспечении;
- Основные этапы обработки информации на ЭВМ;
- Последовательность действий в процессе записи, хранения, накопления, преобразования, считывания, копирования информации;
- Понятие об архитектуре ЭВМ;
- Системный блок, его основные злы, их функции, связь, размещение, технические характеристики, исполнение. Типы корпусов;
- Основные характеристики и типы внутренней и внешней памяти ЭВМ;
- Роль вычислительной техники в автоматизированных системах управления;
- Устройства ввода-вывода информации и дополнительные устройства, их разновидности, назначение, принципы работы, способы подключения;
- Виды носителей информации и каналов связи. Приемы ввода информации в ЭВМ и ее последующий вывод;
- Правила включения, перезагрузки и выключения компьютера и периферийных устройств;
- Функции и группы клавиш на клавиатуре, варианты клавиатурных комбинаций. Методы работы десятипальцевым способом;
- Операционные системы (ОС) – термины и определения;
- Виды ОС, их назначение и особенности;
- Структура, свойства и возможности ОС;
- Приемы работы в ОС. Основные операторы и функции ОС;
- Разновидности и применение системных утилит для настройки и обслуживания ЭВМ;
- Основные файловые менеджеры, их характеристики и возможности;
- Правила и приемы работы в программах оболочках, основные команды меню и диалоговых окон;
- Разновидности операций с файлами и каталогами;
- Способы представления информации на панелях;
- Приемы создания и редактирования меню пользователя;
- Периодичность и способы обновления программного обеспечения;
- Требования к аппаратным ресурсам;
- Перспективы программного обеспечения;
- Виды и сроки мероприятий по техническому обслуживанию оборудования и аппаратуры.
Учащиеся должны уметь:
- Вести процесс обработки информации на ЭВМ;
- Выполнять ввод-вывод информации с носителей данных, каналов связи;
- Готовить к работе технику и периферийные устройства;
- Работать с клавиатурой;
- Работать в основных операционных системах;
- Работать в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнять основные операции с файлами и каталогами;
- Использовать средства защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий;
- Соблюдать санитарно-гигиенические требования, нормы и правила по охране труда;
- Поддерживать санитарное состояние оборудования и рабочих мест в соответствии с нормами.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- создавать простейших модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических презентаций;
- проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- осуществлять организацию индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передавать информацию по телекоммуникационным каналам, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.