Тематическое планирование курса информатики для 8 класса (базовый уровень)

Рабочая программа для 8 классов ориентирован на использование учебников:Н. А. Угринович «Информатика – 8» и методическое пособие для учителя «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе», автор Н. Д. Угринович
Автор: Серова Н.Д.

Пояснительная записка (2)

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

  • в 8 «А» классе социально-экономической направленности предполагается обучение в объеме 1 часа
  • в 8 «В» классе технологическая направленность с профессиональной подготовкой по профессиям «Повар», «Столяр», «Портной» предполагается обучение в объеме 1 часа;
  • в 8 «Г» классе филологической направленности предполагается обучение в объеме 1 часа;
  • в 8 «Б» классе математической направленности с профессиональной подготовкой по профессии «Оператор ЭВМ» направленности предполагается обучение в объеме 1 часа;
  • в 8 «Б» классе химико-биологическая направленность;
  • в 8 «Ф» классе, специализированном по футболу предполагается обучение в объеме 1часа.

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы, автор Н. Д. Угринович (2004 г.) в объеме 35 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике и информационным технологиям и с учетом направленности классов реализуется программа следующих уровней: базисный в 8«Ф» классе, продвинутый в 8 «Б», «В», «Г» классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, планируемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование практических навыков обработки информациибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе использования шаблонов информационных объектов различных типов (текстовых, графических, мультимедийных, структурных) и разных уровней сложности (элементарные и комплексные шаблоны, реализованные в общедоступных программных пользовательских средствах). Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики (деловых ролевых игр, проблемных дискуссий, интерактивных лекций имитационного моделирования).
Для компетентностного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свое информационное пространство и познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания

На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме — планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, поиск информации. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение организовать собственное индивидуальное информационное пространство, создания личных коллекций информационных объектов.
При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения творческих и жизненных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах исследовательского проекта, публичной презентации.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, обрабатывать ее, создавать новые информационные объекты. На уроках учащиеся могут более уверенно:

  • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей.
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • осуществлять организацию индивидуального информационного пространства для создания личных коллекций информационных объектов;
  • использовать телекоммуникационные каналы передачи информации.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и способы представления информационных объектов.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании и характере проектных заданий. В процессе создания информационного объекта, выполнения творческой работы должны учитываться правовые и этические нормы использования информации из различных источников и на этой основе осуществляется воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: разноуровневые тесты, задания; лабораторные работы, алгоритмы и задания для  выполнения проектной деятельности (разработанные учителями кафедры информатики). Наполнение и характер практических заданий зависит от линии дифференциации и позволяет реализовывать межпредметные связи. Ниже приводятся примеры заданий, которые предлагаются учащимся в зависимости от линии дифференциации (см. приложение). На практических занятиях предусмотрена индивидуальная и групповая формы работы. Используется проектный метод для реализации поставленных задач. Темы проектов предлагаются учащимся в зависимости от линии дифференциации. Домашние задания имеют творческий рабочей программы характер, так как подготовка ведется в зависимости от выбранной темы проекта.
Для реализации данного система информационно-методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:

    • операционной системы Widows XP Professional, текстового процессора Microsoft Word, пакета презентационной графики Microsoft Power Point, Internet Explorer, встроенного редактора Блокнот.