Тематическое планирование курса информатики для 11 класса (базовый уровень)

Рабочая программа для 11 классов ориентирована на использование учебника Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ – 11» (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.) и методического пособия для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова
Автор: Сигаев Д.К.

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч)

N
п/п

Система уроков

Сроки
Тип урока
Цель урока

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

 

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

 

Информационно-методическое обеспечение

Базовый уровень.

Продвинутый уровень

Творческий уровень

1. Введение (2 ч)
Цель: актуализация системы знаний, полученных в 10 классе, об общих понятиях информатики (определение, измерение информации);
воспитание норм поведения и деятельности в соответствии с требованиями здоровьесбережения.

1.1

ТБ при работе за компьютером
Повторение темы «Информация. Измерение информации»

проблемная поисковая

проблемная беседа, организация совместной учебной деятельности

индивидуальная,
групповая

Умеют: следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникативных технологий, (репродуктивный уровень).
Знают: понятие информация,
свойства и единицы измерения информации
Умеют: измерить количество информации

Знают: основные определения информатики; как компьютер обрабатывает информацию
Умеют: приводить примеры информации, различных свойств
Умеют: рассчитывать объемы памяти, занимаемой текстом, изображением

Знают: санитарные правила и нормы, предъявляемые к помещению и рабочему месту специалиста, работающего с ЭВМ.
Умеют: рассчитать количество информации с помощью формулы Шенона

Инструктаж по ТБ
Кодекс законов об охране труда, СанПиН от 2003 г.

1.2

Вводный контрольный тест

поисковая

упражнения, проблемные задания

индивидуальная

Знают: основные понятия по теме: «Информация, информационные процессы»

Умеют: производить расчеты и кодирование информации

Умеют: работать с аналоговыми и дискретными сообщениями

Разноуровневые тесты

2. Компьютерные технологии представления информации (6 ч)
Цель: Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информационных процессах

2.1
2.2

Двоичное представление информации в компьютере

Обьяснительно- иллюстративная

Рассказ, лекция, проблемные задачи

индивидуальная

Знают: типы систем счисления, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую
Умеют: переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную (репродуктивный уровень)
Могут приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;

Знают: правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления
Умеют: применять алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую для решения задач (продуктивный уровень)

Могут выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления

Информатика и ИКТ. Учебник для 11 кл./ Н.В. Макарова

2.3
2.4

Компьютерное представление целых и вещественных чисел

Обьяснительно- иллюстративная

Рассказ, лекция, самостоятельное планирование и проведение решения задачи

индивидуальная

Знают: какое количество ячеек памяти отводится для хранения целых и вещественных чисел; алгоритм получения дополнительного кода (репродуктивный уровень)

Умеют выполнять операцию вычитания целых десятичных чисел в двоичных кодах;
Знают правила записи вещественных чисел в формате с плавающей запятой

Могут записать вещественное число в двоичном 32битном представлении

Информатика и ИКТ. Учебник для 11 кл./ Н.В. Макарова

2.5

Представление звуковой информации.

Проблемное изложение, поисковая

Проблемная беседа
Проблемные заседания

Индивидуальная, групповая (парная)

Знают: принцип цифровой записи звуковой информации; параметры, от которых зависит размер звукового файла; форматы звуковых файлов

Знают методы сжатия звуковой информации;
Умеют создавать звуковые файлы различных типов.

Умеют вычислить информационный объем звукового файла, в зависимости метода сжатия

Информатика и ИКТ. Учебник для 11 кл./ Н.В. Макарова

2.6

Проверочная работа по теме

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности в центре дистанционного обучения

Дистанционная, индивидуальная

Умеют переводить числа из десятичной системы в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную)* и наоборот.
Знают различие между хранением целых и вещественных чисел в памяти компьютера

Умеют: выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления; представлять арифметические операции целых десятичных чисел в двоичных кодах.
Знают принципы сжатия и кодирования звуковой информации.

Анализируя задание, создают эталоны для организации контроля и проверки полученных знаний

Разноуровневые тестовые задания

3. Информация и информационные процессы (6 ч)
Цель развитие умения применять навыки работы с информацией: искать, отбирать, организовывать, представлять и передавать информацию.

3.1

Хранение информации

Проблемное изложенире

Проблемная беседа

индивидуальная

Знают виды информационных процессов, способы хранения и методы защиты информации.
Умеют создавать табличные базы данных

Знают методы защиты информации: паролирование, архивация, цифровая подпись

Умеют создавать защищённые архивные копии документов

Среда Access, Free Commander, Internet Explorer

3.2

Поиск информации

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая (парная)

Знают основные способы получения информации; правила организации поиска информации

Умеют создавать простые запросы при поиске информации в различных источниках

Умеют создавать сложные запросы при поиске информации в различных источниках с использованием логических функций

Электронные базы данных, энциклопедии, каталоги поисковых систем

3.3

Передача информации

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная, парная

Знают: назначение источника, приемника информации; характеристики канала связи;
Могут приводить примеры передачи информации в природе, обществе, технике

Знают зависимость скорости передачи информации от характеристик канала связи.
Умеют вычислять объем переданной информации

Умеют вычислять трафик полученной (или отправленной) информации по заданным характеристикам соединения Интернет

Среда локальной школьной сети

3.4

Представление информации

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Имеют представление о способах кодирования информации;

Умеют преобразовывать заданную информацию, используя естественные и формальные языки.

Умеют преобразовывать одну форму представления информации в другую без потери смысла и полноты информации

Информатика и ИКТ. Учебник для 11 кл./ Н.В. Макарова
карточки (с объектами и заданиями)

3.5

Обработка информации

Проблемная,
Поисковая

Проблемная беседа,
Проблемные задания

Индивидуальная, парная

Знают способы обработки информации (систематизация, алгоритмизация) (репродуктивный уровень)
Умеют выполнять сортировку в БД (продуктивный уровень)

Знают возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных;
Умеют  создавать и выполнять алгоритмы для автоматизации процесса обработки информации

Умеют строить и создавать алгоритмы для обработки массивов информации

Набор заданий по теме для организации урока

3.6

Зачетный урок по теме

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности в центре дистанционного обучения

Индивидуальная

Знают зависимость скорости передачи информации от характеристик канала связи, правила организации поиска информации;
Умеют выполнять сортировку и отбор информации по критериям.

Умеют создавать резервные копии архивов, создавать запросы для поиска информации в БД. Умеют вычислять объем переданной информации, выполнять алгоритмы обработки информации

Могут построить схему организации инфомационных процессов (с подробным описание каждого вида) в повседневной деятельности

Разноуровневые тестовые задания