Тематическое планирование курса информатики для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа для 10 классов ориентирована на использование учебника Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ – 10» (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.) и методического пособия для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова
Автор: Сигаев Д.К.

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч) (2)

4. Раздел программы: Компьютер и программное обеспечение – 10 часов
Цель: Познакомиться с программным и аппаратным обеспечением персонального компьютера, сформировать понятия магистрально-модульного принципа построения компьютера, операционной системы. Научиться основам работы со служебными и стандартными программами.

4.1

Магистрально-модульный принцип построения компьютера

Репродуктивная,  поисковая, объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция

Фронтальная

Знают: основные модели архитектуры компьютера, сущность магистрально-модульного принципа, принципы работы и пользовательские характеристики устройств компьютера

Умеют: определить основные характеристики важнейших устройств компьютера

Умеют: «расшифровать» сведения о компьютере, данные в рекламных и прайс-листах.

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова

4.2

Аппаратная реализация компьютера

Поисковая,
проектная

Организация совместной учебной деятельности, исследование

Фронтальная, Групповая.

Понимают: принципы устройства ПК, основные тенденции развития аппаратного обеспечения ПК
Умеют: объяснять схему устройства ПК

Понимают: основные технологические проблемы совершенствования, аппаратного обеспечения ПК

Умеют: подготовить доклад (интерактивную лекцию) по материалам компьютерной периодики об устройствах ПК

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 кл./Н.В. Макарова, сайт «Устройства компьютера»

4.3

Операционная система: назначение и состав

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция, демонстрация

Фронтальная

Знают: назначение и функции операционных систем (ОС) и операционных оболочек
Умеют: определять тип ОС, с которой работают

Знают: особенности настройки BIOS и загрузки ОС

Знают: разновидности операционных систем

Сайт «Операционные системы: назначение и состав»

4.4

Тестирование компьютера (практическая работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями).

проектная

Исследование

Индивидуальная, групповая

Знают: виды, назначение и функции сервисных программ
Умеют: анализировать возможности сервисных программ, настраивать графический интерфейс Windows

Умеют: работать со служебными программами (производить дефрагментацию и тестирование дисков).

Знают:  назначение служебных программ

Задания практической работы

4.5

Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.

Поисковая

Упражнения, практикум

Индивидуальная, групповая

Знают логическую структуру дисков.
Умеют: производить основные операции над файлами, работать с файловыми менеджерами

Знают: особенности программ-менеджеров
Умеют: выбирать программы работы с файловой системой

Знают: принципы организации файловой системы (FAT)

 

4.6

Файловые менеджеры и архиваторы (практическая работа).

проектная

Исследование

Индивидуальная, групповая

Умеют: работать в Проводнике и Free Commander, WinRaR, WinZip
Знают: принципы работы, «горячие» клавиши

Умеют: создавать многотомный архив, самораспаковывающийся архив, производить операции над папками в среде Проводник

Знают: отличие и особенности архиваторов WinRAR, WinZip.

Задания практической работы

4.7

Программное обеспечение компьютера

Проблемное изложение

Проблемная лекция

Фронтальная

Знают виды и назначение ПО

Знают подробное описание каждого вида ПО

Умеют работать с основными утилитами

 

4.8

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Проектная, поисковая

Создание продукта, организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знают: понятие компьютерного вируса, его виды, способы защиты и профилактики

Знают: правила поиска и устранения сбоев в работе программ; виды диагностических программ

Умеют: избирательно относиться к полученной информации.

 

4.9

Антивирусные программы (практическая работа).

проектная

Проектирование

Индивидуальная, групповая

Умеют: использовать стандартные антивирусные программы: находить, удалять, «лечить» зараженную информацию

Умеют: работать с различными антивирусными и диагностическими программами, диагностировать и «лечить» поврежденные файлы.

Умеют: выходить из режимов сбоя, диагностировать причины сбоя.
Имеют навыки использования диагностических программ и методов защиты информации в повседневной жизни.

Задания практической работы

4.10

Зачетное занятие

Поисковая, проектная

Исследование, организация совместной учебной деятельности

Индивидуальная, групповая

Знают основные понятия темы «Компьютер и программное обеспечение»

Знают технологические этапы работы программ-утилит.

Умеют проводить анализ основных устройств компьютера

Тесты для проверки знаний

5 Раздел программы: Информационные технологии – 15 часов
Цель: Научиться использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания графических объектов, электронных таблиц, текстовых документов различной сложности, в том числе и гипертекстовых, презентации результатов познавательной и практической деятельности

5.1

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов

Проблемное изложение

Проблемная беседа

Фронтальная

Знают: общие сведения о программах компьютерной   графики, виды графики
Знают: виды, назначение, применение и принципы работы программ растровой и векторной графики. Основные команды и функции
Знают: формы представления графической информации; характеристики растрового изображения (репродуктивный уровень).
Знают: в чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками (продуктивный уровень).

Знают: как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета.
Умеют: выбрать графический редактор (растровый или векторный) для выполнения или редактирования  графического документа (продуктивный уровень).

Знают: как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB, форматы графических файлов

Графические редакторы CorelDraw, PhotoShop, примеры изображений, полученных в этих редакторах

Информатика и информационные технологии Учебник для 10 кл./ Н.В. Макарова

5.2

Интерфейс графических редакторов. Панели инструментов.

объяснительно-иллюстративная

Беседа, лекция

Фронтальная

5.3

Создание растровых изображений (практическая работа).

проектная

создание продукта

индивидуальная,
групповая

Умеют: создавать, редактировать, оформлять, графические файлы различного вида в среде графических редакторов

Умеют сохранять графические файлы в различных форматах, работать с импортируемыми изображениями, полученными с помощью сканера или цифрового фотоаппарата

Умеют: пользоваться периферийными устройствами: сканером, плоттером, графическим планшетом

Задании для п/р

5.4

Создание векторных изображений (практическая работа)

проектная

создание продукта

индивидуальная,
групповая

5.5

Зачетное занятие: защита проекта

имитационное моделирование

Исследование

Групповая, фронтальная

Знают основные понятия компьютерной графики и критерии оценивания созданных изображений

Знают технологию создания векторного или растрового изображение

Умеют: осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации

Критерии оценивания рисунков

5.6

Форматирование документов (параметры страницы, абзацы, списки, таблицы)

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

групповая, индивидуальная

Знают: роль буфера промежуточного хранения;  технологию форматирования документов (репродуктивный уровень).
Умеют: осуществлять поиск и замену; оформлять текст в виде нескольких колонок; оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей; структурировать текст, используя нумерацию страниц; списки, ссылки, оглавления; использовать технологию создания и форматирования таблиц; создавать и использовать формулы, гиперссылки в документе; размещать графические объекты в документах; Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, переходить от одного представления данных к другому; пользоваться сканером и программами распознавания печатного текста (продуктивный уровень)..

Знают: возможности окон текстового процессора; минимальный набор типовых операций любого текстового процессора. Дополнительные возможности Word. Издательские возможности процессора Word (продуктивный уровень).
Умеют: интегрировать объекты из других программных приложений; пользоваться автозаменой (продуктивный уровень).
Умеют работать с текстовой информацией и организовывать собственную информационную деятельность.

Упражнения на редактирование и форматирование текста

5.7

Создание, редактирование и форматирование документа (практическая работа)

Поисковая

Проблемные задания

индивидуальная, групповая

Карточки с заданием

5.8
5.9

Гипертекст. Создание гипертекстового документа (практическая работа).

Проектная

Создание продукта

индивидуальная, групповая

Карточки с заданием
Реферат, доклад

5.10
5.11

Электронные таблицы. (Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки)

Проблемное изложение

Проблемная беседа, проблемные задания

Фронтальная, индивидуальная

Знают: назначение электронной таблицы; (репродуктивный уровень).
Знают: сходство и различие элементов рабочих окон Excel и  Word (продуктивный уровень).
Знают: типы данных, которые могут содержаться в ячейках; способы объединения данных нескольких электронных таблиц в одну (репродуктивный уровень).
Умеют: заполнять ячейки с помощью маркера заполнения; использовать формулы; вставлять формулы с помощью мастера функций (репродуктивный уровень)..
Знают: определение  и способы задания относительных и абсолютных адресов ячеек электронной таблицы (репродуктивный уровень).
Знают: графические возможности табличных процессоров для представления данных (репродуктивный уровень).
Умеют обрабатывать числовую информацию средствами Excel;

Знают: основные технологические этапы работы с данными в среде любого табличного процессора (продуктивный уровень).
Знают: форматы представления числовых и символьных данных; правила автоматического изменения относительных адресов, действующие при копировании и перемещении формул; назначение основных типовых команд табличного процессора (продуктивный уровень).
Умеют: решать задачи с использованием абсолютной и относительной адресацией ячеек (продуктивный уровень).
Умеют обрабатывать числовую информацию средствами Excel;

Умеют: работать с  листами и книгами в целом; создавать таблицы и вводить в них исходные данные; представлять данные в виде разнотипных диаграмм (продуктивный уровень).
Знают:  понятия моделирование, формализация, визуализация;
Умеют: приводить примеры моделирования в различных областях деятельности; основные этапы (репродуктивный уровень

Табличный процессор Excel, разноуровневые задания по Excel, примеры решенных задач и смоделированных ситуаций различной степени сложности

5.12
5.13

Встроенные математические и логические функции.

объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа, лекция, упражнения

Фронтальная, индивидуальная

5.14

Построение графиков функций. Диаграммы.

Проблемное изложение

Проблемная беседа, лекция, упражнения

Фронтальная, индивидуальная

5.15

Зачетное занятие

исследовательская

самостоятельное планирование и проведение исследования

 

Знают: основные понятия текстового и табличного процессоров, назначение, технология обработки текста и чисел

Умеют: обрабатывать текстовую и числовую информацию по заданию

Умеют: применить нестандартные алгоритмы обработки текста и чисел

Тестовые задания по вариантам и уровням сложности, электронный тест

Всего – 34 часа