Элективный курс «Основы экономики на немецком языке»для 11 класса

Элективный курс «Основы экономики на немецком языке» ориентирован на использование учебного пособия «Введение в практику делового общения на немецком языке: от понимания к действию» И.Н.Семеновой и Е.В. Лясковской, 2005 г, а также мультимедиа программы «Geschaftssprache Deutsch» 2000 г. и мультимедийного учебного пособия «Euro: Geschichte und Ziele»
Автор: Гребенщикова Н.В.

Пояснительная записка

В 2004г. были приняты Федеральный базисный план и Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего образования, в соответствии с которым на старшей ступени общего среднего образования вводится система профильного образования, направленная на обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса за счет изменений в его структуре, содержании и организации. Одним из таких нововведений является наличие в каждом профиле обучения элективных курсов. Элективные курсы - это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Основная направленность элективных курсов заключается во внутрипрофильной специализации. В элективных неязыковых курсах иностранный язык выступает не как цель обучения, а в качестве средства образования и самообразования учащихся в рамках выбранного профиля обучения. Так, в социально-экономическом профиле к числу рекомендованных элективных курсов можно отнести «Основы экономики на немецком языке».
Настоящий  элективный   курс  разработан   на  основе «Программы среднего (полного) образования по немецкому языку. Профильный уровень».
Элективный курс «Основы экономики на немецком языке» ориентирован на использование учебного пособия «Введение в практику делового общения на немецком языке: от понимания к действию» И.Н.Семеновой и Е.В. Лясковской, 2005 г, а также мультимедиа программы «Geschaftssprache Deutsch» 2000 г. и мультимедийного учебного пособия «Euro: Geschichte und Ziele»
Изучение данного курса актуально в связи с возможностью внутрипрофильной специализации в рамках предмета «Иностранный язык», обусловлено также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в будущем в профессии специалиста по микро- или макроэкономике, внешнеэкономическим связям, секретаря - референта.
Курс предполагает также корреляцию с общеобразовательной областью «Обществознание» и поддержку таких учебных предметов, как «Экономика» и «Право».
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в лицее, программа курса рассчитана на 68 часов. Периодичность занятий 2 раза в неделю в течение  учебного года.
Целью данного курса является обеспечение учащимся старших классов возможности построения индивидуального образовательного плана и создание предпосылок для профессионального самоопределения.
Логика освоения  учебных тем определяется задачами:
- расширить рамки изучения предмета «Иностранный язык» как ответ на индивидуальные потребности учащихся на этапе профессиональной ориентации  
- развить у учащихся навыки и умения иноязычной коммуникативной
компетенции в совокупности ее составляющих - речевой (развитие, углубление и приобретение новых навыков речевых действий в ранее не затрагиваемых
коммуникативных ситуациях), языковой (овладение новыми языковыми средствами, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных
целях), социокультурной (усвоение общеэкономических знаний, знаний о функционировании некоторых сфер рыночного хозяйства (маркетинг и
реклама, выставочное дело, Европейский Союз, евро), реалий экономической действительности Германии), компенсаторной (выработка умений и навыков
наиболее рациональным способом решить поставленную коммуникативную задачу) и учебно-познавательной (применение различных стратегий чтения и
аудирования в зависимости от коммуникативных потребностей, методов работы с газетным материалом, техникой подготовки и проведения дискуссии
и              презентации,              выполнение             проектных             заданий).


Языковая компетенция предусматривает овладение учащимися следующими языковыми действиями:
Блок «Торговля и потребление»:
•      сформулировать вопросы о характеристиках и качестве товара/услуги;
•дать    советы    покупателю/потребителю/деловому    партнеру    по характеристикам и качеству товара/услуги;
•участвовать в переговорах с целью покупки/продажи товара с обсуждением его качества, цены и потребительских свойств;
•принять участие в дискуссии в различных ситуациях делового общения* (общее для всех тематических блоков языковое действие);
• написать рекламацию на товар/услугу.
Блок « Маркетинг. Реклама. Выставочное дело»:
• вступить в контакт с потенциальным деловым партнером;
•представить    партнеру    товар/услугу;    сформулировать    вопросы    о характеристиках  и       качестве     товара/услуги;
•заказать по телефону гостиницу/билет на самолет, обговорить условия участия в выставке.
Блок «Денежное обращение»:

  1. комментировать графики, таблицы и статистические данные;
  2. открыть счет в банке;

•заполнить чек на оплату товара/услуги;

  1. заполнить   банковский   формуляр   (перевод   денег,   открытие   счета).
    Блок «Европейский Союз»:
  2. передать на русском языке содержание немецкоязычного текста.
  3. составить Mind-Map по заданной теме.

Блок «Организация предприятия. Цели предпринимательства»:
• комментировать графики, таблицы и статистические данные;
•подготовить    мини-презентацию    своей    фирмы/своего    предприятия.
Блок «Образование. Профессии. Трудоустройство»:
• подготовить пакет документов для трудоустройства;
•  представиться в качестве соискателя рабочего места;
•подготовиться   в   качестве   соискателя   к   интервью   с   потенциальным
работодателем.
Социальная компетенция включает:
•умение общаться в заданной ситуации, т.е. определять стратегию общения и выбрать адекватные методы ее воплощения;
•осознание и умение учитывать в процессе общения национальные межкультурные различия поведении и коммуникации.
Задачей учебного пособия в данном аспекте является:
•развитие умения ориентироваться в феноменах иного образа жиз­ни, в иерархии ценностей, критически осмысливать их и тем самым обо­гащать собственную языковую и концептуальную картину мира.
Методическая компетенция основывается на выработке умений и навыков наиболее рациональным способом решить поставленную коммуникативную задачу. В учебном пособии предусмотрены такие задания на развитие методической компетенции, как:
•применение различных стратегий чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной потребности;
•методы работы с газетным материалом (просмотр, выбор, оценка, адаптация с целью дальнейшего использования);
•техника подготовки и проведения дискуссии и презентации;
• проведение самостоятельных «проектных» работ.
В учебном пособии предусмотрены исключительно практические занятия в форме пленума, парной либо групповой работы, индивидуальной работы при доминировании парной и групповых форм организации занятий. Элективный курс «Основы экономики на немецком языке», соединяя языковую программу и знания экономики, закладывает основы успешной продуктивной деятельности учащихся, межкультурного диалога с зарубежными партнерами, открывает доступ к новым информационным ресурсам.
В данном  календарно-тематическом планировании предусмотрены следующие условные обозначения: 
Чтение текста с п.п.с. - чтение текста с полным пониманием содержания
Чтение текста с п.о.с. - чтение текста с пониманием основного содержания
* -  речевая компетенция
+ - языковая компетенция
^ - социокультурная компетенция
. – компенсаторная компетенция
- - учебно-познавательная компетенция
! – развитие и воспитание  
Уровни усвоения:
1 – репродуктивный (6-8 баллов)
2 – продуктивный (9-11 баллов)
3 – творческий (12-13 баллов)
4 – учебно-исследовательский (14-15 баллов)