Тематическое планирование курса экологии для10 класса (базовый уровень)

Автор: Гаджиева Е.М.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план по экологии для 11 классов разработан на основе Программы для полной общеобразовательной школы, сориентирован на программу по экологии для 10-11 классов автора Б.М. Миркина.
Настоящий календарно- тематический план ориентирован на использование учебника Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой «Экология России», М., «Устойчивый мир», 2001г. издания и дополнительных пособий
для учителей:
1. М.В. Брякиной «Экология. Комплексные поурочные планы», Волгоград, «Учитель - АСТ», 2003г.;
2. С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Т.А. Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», М.,
3.  Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология 1-3»  М., «Просвещение», 1992 г.,  
Для учеников:

  1. Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой «Популярный экологический словарь» М.: МДС, Устойчивый мир, 1999г.
  2. Е. И. Хабарова, С, А, Панова Экология  в таблицах. М.: Дрофа, 1997г.

Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цель обучения экологии:
-становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2005 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

    • Приобретение знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки и улучшению состояния окружающей среды.
    • Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшении состояния среды.
    • Развитие интеллектуальной сферы- способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологической ситуации; эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы- убеждения в возможности решения экологических проблем; стремлениек распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

    Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
    •        в 10 «В» классе естественнонучной направленности предполагается обучение экологии в объеме 1 час в неделю.
     В соответствии с этим реализуется модифицированная программа по экологии для 10-11 классов (всего за год 33 часа, 1 час резервного времени). Составитель Б.М. Миркин.

    На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии с учетом направленности в 10 «В» классе реализуется программа   продвинутого уровня с элементами углубления.
    С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
    Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  биологии.
    Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о биологии будет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления биологических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, слайд - лекций семинаров и т. д.

     При профильном изучении принципиально важная роль отведена в плане  участию лицеистов в проектной дея­тельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарны­ми приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы поз­навательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
    Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).