Тематическое планирование курса природоведения для 5 класса (базовый уровень) авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» для 5-х классов авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова
Автор: Старикова Н.И

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (8)

ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ПЛАНЕТЫ И В КОСМОСЕ (9 часов)
 Цель: создать условия для понимания учащимися различий между живой и неживой природой ; для знакомства с объектами живой природы;; для приобретения навыков наблюдения за объектами природы и сезонными изменениями в окружающем мире.

55.

Изменение облика Земли и живых организмов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §51.
2-я
неделя
апреля

Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения

Вопрос 2 на с.253.
Упражнение №185 в тетради  с печатной основой
Упражнение №187 в тетради  с печатной основой.

 Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни.

Совместная, малыми группами

Продуктивный
Приводить сывои примерыдоказательств изменения живых организмов
Описывать этапы развития живого мира
Распознавать последовательность этапов смены растительного и животного мира
^, *, ¦, -.

презентации «Хронология жизни»

56.

Движение литосферы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §52. Подготовить сообщения об образовании материков.
2-я
неделя
апреля

Объяснительно-иллюстративная

Диалогичная беседа, анализ таблицы стр 172

Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа

Совместная, малыми группами

Продуктивный
Объяснять особенности внутреннего строения Земли Характеризовать особенности движения  литосферных плит и отражения движения на процессы на поверхности земли.
-, ¦, ^, *.

Схема «Изменение облика Земли»

57.

Движение атмосферы
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з. §53.
3-я
неделя
апреля.

Диалогичная беседа с элементами проблемности

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торн6адо, смерч,.

Совместная, групповая

Репродуктивный
Называть  виды движения воздушных масс.
Продуктивный
Выделять сезонные, постоянные ветры
Объяснять особенности формирования различных стихийных прогцессов в атмосфере и их последствия на Земле
-, ^, ¦, *.

Видеосюжеты

58.

Движение гидросферы.
Комбинированный урок.
Д.з. §54.
3-я
неделя
апреля

Диалогичная беседа с элементами проблемности,  практикум

Анализ рис.196.
Практическая работа

Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны)

Совместная

Репродуктивный
Называть состав гидросферы
Продуктивный
Объяснять особенности формирования приливных и отливных явлений, течений, волн

^, ¦, >, *.

Видеосюжеты

59.

Круговорот воды в природе.
Комбинированный урок.
Д.з. §55.
4-я
неделя
апреля

Диалогичная беседа с элементами проблемности

Проблемные задачи, анализ результатов опытов
Стр 86, заполнение раб. Тетради «Составление круговорота воды»

Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на земле.
Механизм циркуляции влаги на земле.

Совместная, малыми группами

Продуктивный
Описывать условия протекания испарения  и конденсации
Объяснятьмеханизм перемещения влаги в пространстве
Определятьособенности круговорота воды на конкретной территории
Устанавливать соответствие между объемами влаги на поверхности земли и интенсивностью круговорота воды
Творческий
Доказывать участие в круговороте воды живых организмов
-, ^, >, *.

Схема «Круговорот воды в природе»
Видеосюжет «Перемещение влаги  на земле»

60.

Взаимосвязь сфер Земли.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §56.
4-я
неделя
апреля

Диалогичная беседа, с элементами проблемности

Анализ схемы «Круговорот веществ в природе», составление схем трофических взаимодействий, работа с наглядным материалом (горные породы)

Круговорот веществ в природе, как механизм, связывающий в единое целое все оболочки Земли и обеспечивающий развитие жизни на планете. Значение внешних и внутренних факторов на формирование рельефа на планете.

Совместная малыми группами

Репродуктивный
Давать определение терминам выветривание, рельеф, биогенное происхождение
Приводить примерымагматических, метаморфических и осадочных горных пород
Продуктивный
Объяснять особенности и значение протекающего в природе круговорота веществ и энергии
Выделять значение различных групп живых организмов в круговороте веществ
-, ^, *.

Таблица «Круговорот веществ и энергии в природе»

61.

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
Комбинированный урок.
Д.з. §57.
 Повт. §51-56.
1-я
неделя
мая.

Объяснительно-иллюстративная  с элементами проблемности

Проведение лабораторной работы «Знакомство с горными породами биогенного происхождения»

Горные породы биогенного происхождения, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения

Ииндивидуальная

Продуктивный
Составление характеристики образца горной породы
Исследование признаков : цвет, блеск, слоистость
Поиск с помощью учебника возможного времени  образования конкретных образцов

Коллекция горных пород
Прентация «Развитие жизни на Земле»

62.

Подведём итоги по теме «Движение в сферах планеты».
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Д.з. Повт. §51-57.
1-я
неделя
мая.

Разноуровневые задания

 

 

 

 

 

63.

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §59.
2-я
неделя
мая.

Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемности

Анализ рис. 201
Работа над терминами
Моделирование траектории движения планет вокруг Солнца
Выполнение упражнений

Движение небесных тел, выды небесных тел их особенности (планеты, астероиды, кометы, метеоры, звезды), знакомство с законом всемирного тяготения.
Особенности движения Земли в пространстве, влияние его на Землю (причины смены дня и ночи, времен года)

Совместная, группами

Репродуктивный
Давать определение терминам галактика, звезда, планета, метеорит
Творческий
Объяснятьвлияние вращений Земли на смену времен года, дня и ночи, влияние спутника Земли Луны на приливы и отливы, на жизнедеятельность живых организмов.
Находить на  звездном небе созвездия
-, ^, *.

Таблицы «Схема движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси»