Система уроков. (3)
Тема 3: «Молекулярный уровень проявления жизни.» (8 часов).
Цель: углубление знания учащихся об особенностях молекулярного уровня проявления жизни; о роли химических элементов в жизни клетки и организма в целом; о роли органических веществ, строении и функции их молекул; о процессах синтеза и расщепления в живых системах молекулярного уровня.
1. Молекулярный уровень жизни и его особенности. (Д.з. §43).
2. Углеводы, липиды и белки клетки, их строение и значение. (Д.з. §44, с.178-180).
3. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке. (Д.з. §44, с.180-182, решение задач).
4. Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез. (Д.з. §45, с.183-185).
5. Процесс биосинтеза белков в клетке. (Д.з. §45, с.185-188, решение задач).
6. Процессы расщепления молекул в клетке. (Д.з. §46).
7. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. (Д.з. §50).
8. Урок обобщения «Структурные уровни организации живой природы». (Д.з. §52).
Дидактическая |
Педагогические |
Вид деятельности |
1. Проблемное изложение. |
Беседа. Демонстрация; работа с книгой. |
Индивидуальная работа; работа в парах ^, •, >, -, *. |
2-6. Проблемное изложение; проектное моделирование. |
Проблемное изложение материала, обучение на высоком уровне трудности; организация создания проекта. |
Индивидуальная работа -, >; работа в малых группах *, ^, •, >, -, ¦. |
7. Проектная. |
Организация создания и презентации проектов. |
Работа парами ¦, ^, •, >, -, *. |
8. Поисковая. |
Проблемные задания (элементы игровой технологии). |
Групповая работа ^, •, >, *, -. |
Учебно-познавательная компетенция.
Базисный уровень:
характеризовать молекулярный уровень жизни; химический состав клетки; основные биополимерные молекулы; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов.
Сравнивать свойства биосистем разных уровней; биосинтез белка и фотосинтез; особенности строения РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена.
Обосновывать значение уровней организации в природе.
Применять знания по биологии для формирования научной картины миры; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции.
Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.
Продвинутый уровень:
иметь представление об особенностях работы акцепторного и донорного участков рибосом в процессе трансляции; уметь решать задачи по молекулярной биологии.
Углубленный уровень:
уметь решать расчетные задачи по молекулярной биологии.
Уровень освоения.
Репродуктивный:
давать определение терминам; перечислять общие характеристики молекулярного уровня; называть основные биологические молекулы живой природы; типы фотосинтезирующих пигментов; стадии фотосинтеза. Перечислять необходимые составляющие, участвующие в процессе биосинтеза белков; этапы биосинтеза; стадии энергетического обмена; регуляторы биомолекулярных процессов (ферменты, коферменты, витамины, гормоны); называть группы химических компонентов входящих в состав живых организмов; перечислять группы химических загрязнителей окружающей среды; (*перечислять критерии развития культуры).
Продуктивный: характеризовать молекулярный уровень жизни; химический состав клетки; основные биополимерные молекулы; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов.(*К вышеперечисленному добавляется умение характеризовать роль живого мира в народном творчестве и культуре в целом). Сравниватьсвойства биосистем разных уровней; биосинтез белка и фотосинтез; особенности строения РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена. Обосновыватьзначение уровней организации в природе. Объяснять роль знаний по биологии в формировании научной картины миры; приводить доказательства единства органического мира; объяснять происхождение жизни, характеризуя этапы эволюции. (*К вышеперечисленному добавляется умение характеризовать проблемы культуры взаимодействия общества и природы). Уметьпроводить сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии. Характеризовать особенности работы акцепторного и донорного участков рибосом в процессе трансляции; уметь решать задачи разного уровня сложности по молекулярной биологии.
Творческий: выполнять компьютерные презентации, позволяющие проводить наглядную демонстрацию процессов синтеза и расщепления биологических полимеров.
Информационная компетенция.
Осуществляют поиск информации; извлекают необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах; переводят информацию из одной знаковой системы в другую; используют различные источники информации (в том числе и Интернет-ресурсы); систематизируют и анализируют полученные сведения. Создают на основе собранной информации компьютерный проект.
Оборудование.
Портреты ученых биологов; таблицы; рисунки на страницах учебника; гербарный материал (лен, хлопчатник); динамические модели.
Информационно-методическое обеспечение
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. «Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: Пособие для учителя», М., Айрис-пресс, 2004г.; «Пособие по биологии для поступающих в вузы» под ред. Н.А. Лемезы, Минск, «Экоперспектива», 2000г.; Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология 1-3 т», М. «Мир», 1990г.; «Пособие по биологии для поступающих в вузы» под ред. Н.А. Лемезы, Минск, «Экоперспектива», 2000г.; Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ-Пресс школа», 2003г.
www.festival.1september.ru – газета 1 сентября (фестиваль); www. 1september.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября; www.nature.ru – научные новости биологии; http:// www. 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» - объединение; http:// www.soil.nisu.ru/~ecol/ - Экоцентр МГУ.