Тематическое планирование курса биологии для11 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Общая биология. 10-11 классы», автора И.Н. Пономаревой, 2006 год издания и ориентирована на использование учебника «Общая биология. 11 класс» И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной
Автор: Старикова Н.И

Система уроков. (3)

Тема 3: «Молекулярный уровень проявления жизни.» (8 часов).
Цель: углубление знания учащихся об особенностях молекулярного уровня проявления жизни; о роли химических элементов в жизни клетки и организма в целом; о роли органических веществ, строении и функции их молекул; о процессах синтеза и расщепления в живых системах молекулярного уровня.
1. Молекулярный уровень жизни и его особенности. (Д.з. §43).
2. Углеводы, липиды и белки клетки, их строение и значение. (Д.з. §44, с.178-180).
3. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке. (Д.з. §44, с.180-182, решение задач).
4. Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез. (Д.з. §45, с.183-185).
5. Процесс биосинтеза белков в клетке. (Д.з. §45, с.185-188, решение задач).
6. Процессы расщепления молекул в клетке. (Д.з. §46).
7. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. (Д.з. §50).
8. Урок обобщения «Структурные уровни организации живой природы». (Д.з. §52).

Дидактическая
модель обучения

Педагогические
 средства

Вид деятельности
 учащихся

1. Проблемное изложение.
Объяснительно - иллюстративная.

Беседа. Демонстрация; работа с книгой.

Индивидуальная работа; работа в парах ^, •, >, -, *.

2-6. Проблемное изложение; проектное моделирование.

Проблемное изложение материала, обучение на высоком уровне трудности; организация создания проекта.

Индивидуальная работа -, >; работа в малых группах *, ^, •, >, -, ¦.

7. Проектная.

Организация создания и презентации проектов.

Работа парами ¦, ^, •, >, -, *.

8. Поисковая.

Проблемные задания (элементы игровой технологии).

Групповая работа ^, •, >, *, -.

Учебно-познавательная компетенция.
Базисный уровень:
характеризовать молекулярный уровень жизни; химический состав клетки; основные биополимерные молекулы; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов.
Сравнивать свойства биосистем разных уровней; биосинтез белка и фотосинтез; особенности строения РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена.
Обосновывать значение уровней организации в природе.
Применять знания по биологии для формирования научной картины миры; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции.
Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.
Продвинутый уровень:
иметь представление об особенностях работы акцепторного и донорного участков рибосом в процессе трансляции; уметь решать задачи по молекулярной биологии.
Углубленный уровень:
уметь решать расчетные задачи по молекулярной биологии.

Уровень освоения.
Репродуктивный:
давать определение терминам; перечислять общие характеристики молекулярного уровня; называть основные биологические молекулы живой природы; типы фотосинтезирующих пигментов; стадии фотосинтеза. Перечислять необходимые составляющие, участвующие в процессе биосинтеза белков; этапы биосинтеза; стадии энергетического обмена; регуляторы биомолекулярных процессов (ферменты, коферменты, витамины, гормоны); называть группы химических компонентов входящих в состав живых организмов; перечислять группы химических загрязнителей окружающей среды; (*перечислять критерии развития культуры).
Продуктивный: характеризовать молекулярный уровень жизни; химический состав клетки; основные биополимерные молекулы; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов.(*К вышеперечисленному добавляется умение характеризовать роль живого мира в народном творчестве и культуре в целом). Сравниватьсвойства биосистем разных уровней; биосинтез белка и фотосинтез; особенности строения РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена. Обосновыватьзначение уровней организации в природе. Объяснять роль знаний по биологии в формировании научной картины миры; приводить доказательства единства органического мира; объяснять происхождение жизни, характеризуя этапы эволюции. (*К вышеперечисленному добавляется умение характеризовать проблемы культуры взаимодействия общества и природы). Уметьпроводить сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии. Характеризовать особенности работы акцепторного и донорного участков рибосом в процессе трансляции; уметь решать задачи разного уровня сложности по молекулярной биологии.
Творческий: выполнять компьютерные презентации, позволяющие проводить наглядную демонстрацию процессов синтеза и расщепления биологических полимеров.

Информационная компетенция.
Осуществляют поиск информации; извлекают необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах; переводят информацию из одной знаковой системы в другую; используют различные источники информации (в том числе и Интернет-ресурсы); систематизируют и анализируют полученные сведения. Создают на основе собранной информации компьютерный проект.

Оборудование.
Портреты ученых биологов; таблицы; рисунки на страницах учебника; гербарный материал (лен, хлопчатник); динамические модели.

Информационно-методическое обеспечение
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. «Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: Пособие для учителя», М., Айрис-пресс, 2004г.; «Пособие по биологии для поступающих в вузы» под ред. Н.А. Лемезы, Минск, «Экоперспектива», 2000г.; Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология 1-3 т», М. «Мир», 1990г.; «Пособие по биологии для поступающих в вузы» под ред. Н.А. Лемезы, Минск, «Экоперспектива», 2000г.; Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ-Пресс школа», 2003г.
www.festival.1september.ru – газета 1 сентября (фестиваль); www. 1september.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября; www.nature.ru – научные новости биологии; http:// www. 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» - объединение; http:// www.soil.nisu.ru/~ecol/ - Экоцентр МГУ.