Тематическое планирование курса биологии для11 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Общая биология. 10-11 классы», автора И.Н. Пономаревой, 2006 год издания и ориентирована на использование учебника «Общая биология. 11 класс» И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной
Автор: Старикова Н.И

Система уроков. (2)


Тема 2: «Клеточный уровень организации жизни.» (8 часов).
Цель: формирование знания о клеточном уровне организации жизни и его роли в природе; углубление знания об основных частях клетки и их функциях; о становлении и развитии клеточной теории, об основных положениях клеточной теории и о значении цитологии.
1. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. (Д.з. §23).
2. Клетка – этап эволюции живого в истории Земли. (Д.з. §24).
3. Многообразие клеток и тканей (лабораторная работа). (Д.з., оформление лабораторной работы).
4. Органоиды клетки, их строение и функции. (Д.з. §26).
5. Непрямое деление клетки – митоз. Редукционное деление клетки. (Д.з. §29).
6. Хромосомы, их структура и функции. (Д.з. §31).
7. Достижения медицинской генетики. (Д.з. §32).
8. История развития науки о клетке. (Д.з. §40).

Дидактическая
модель обучения

Педагогические
 средства

Вид деятельности
 учащихся

1-2. Проблемное изложение.
Объяснительно - иллюстративная.

Беседа. Демонстрация; работа с книгой.

Индивидуальная работа; работа в парах ^, •, >, -, *.

3. Репродуктивная, частично исследовательская.

Организация и проведение лабораторной работы.

Работа в парах, выполняют лабораторную работу, делают выводы *, ^, -, •.

4-5. Поисковая.

Организация совместной деятельности.

Работа в малых группах *, ^, •, >, -.

6-7. Проблемное изложение

Обучение на высоком уровне трудности.

Групповая работа, составление вопросов по теме *, >, ^, •, -.

8. Репродуктивная, частично поисковая.

Работа с книгой; заполнение таблиц, схем, подведение итогов по разделу.

Индивидуальная работа; работа в парах ^, •, >, -, *.

Учебно-познавательная компетенция.
Базисный уровень:
характеризовать клеточный уровень организации живой природы, его компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; основные положения клеточной теории; основные структурные элементы клетки и ее части (ядро, цитоплазму, органоиды, включения); строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки – митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Характеризовать значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код.
Сравнивать свойства биосистем разных уровней; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз.
Обосновывать значение уровней организации в природе; роль эволюции в живой природе; роль хромосом и генов в передаче наследственности.
Применять знания по биологии для формирования научной картины миры; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции; для сохранения своего здоровья.
Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.
Продвинутый уровень:
знать и характеризовать особенности образования и развития половых клеток; иметь представление о сущности различных гипотез возникновения эукариотических клеток.
Углубленный уровень:
иметь представление о периодах интерфазы и процессах, происходящих в каждом из них; о формах полового процесса у водорослей (изогамный, гетерогамный, оогамный).

Уровень освоения.

Репродуктивный:
давать определение терминам; перечислять общие характеристики клеточного уровня; стадии развития планеты Земля; различные типы тканей; функциональные части клетки; этапы клеточного цикла; фазы митоза и мейоза; периоды развития половых клеток; структурные компоненты бактериальной клетки; фамилии ученых, внесших определенный вклад в науку цитологию.
Продуктивный:
характеризовать клеточный уровень организации живой природы, его компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; основные положения клеточной теории; основные структурные элементы клетки и ее части (ядро, цитоплазму, органоиды, включения); строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки – митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Характеризовать значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код. (*К вышеперечисленному добавляется умение характеризовать целесообразность в живой природе).
Уметь сравниватьсвойства биосистем разных уровней; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз. Обосновыватьзначение уровней организации в природе; роль эволюции в живой природе; роль хромосом и генов в передаче наследственности. Показывать и доказывать на конкретных примерах единство органического мира; объяснять происхождение жизни, характеризовать этапы эволюции. (*Характеризовать понятия гармонии и целесообразности в живой природе, их взаимосвязи). Уметь сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии. Уметь работать с микроскопом, лабораторным оборудованием. Характеризовать особенности образования и развития половых клеток; сущность различных гипотез возникновения эукариотических клеток. Характеризовать периоды интерфазы (G1, S, G2) и процессы, происходящие в каждом из них; формы полового процесса у водорослей (изогамный, гетерогамный, оогамный).
Творческий:
Уметь готовить культуры различного вида простейших; проводить наблюдения, делать выводы; оформлять экспериментальную часть.

Информационная компетенция.
Осуществляют поиск информации; извлекают необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах; переводят информацию из одной знаковой системы в другую; используют различные источники информации (в том числе и Интернет-ресурсы); систематизируют и анализируют полученные сведения. Создают на основе собранной информации презентации и проекты.

Оборудование.
Портреты ученых биологов; таблицы; рисунки на страницах учебника; микроскопы; микропрепараты; лабораторное оборудование; динамические модели.

Информационно-методическое обеспечение
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. «Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: Пособие для учителя», М., Айрис-пресс, 2004г.; «Пособие по биологии для поступающих в вузы» под ред. Н.А. Лемезы, Минск, «Экоперспектива», 2000г.