Тематическое планирование курса биологии для11 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Общая биология. 10-11 классы», автора И.Н. Пономаревой, 2006 год издания и ориентирована на использование учебника «Общая биология. 11 класс» И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной
Автор: Старикова Н.И

Пояснительная записка (3)

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, отстаивание собственной позиции, критичность, умение определять свое место в окружающем мире и др. и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
•        в 11 «Ф» (классе базового уровня по содержанию, но с элементами продвинутого по уровню владения информацией)
дидактико-технологическое оснащение включает тестовые задания по темам и разделам, видеоподдержку, модели, раздаточный материал (гербарии, коллекции, динамические модели и др.), справочные пособия:
 1. «Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова, один экземпляр. Пособие содержит все разделы курса биологии в объеме требований программы и представляет собой комплекс, включающий задания по темам, упражнения, контрольные работы, таблицы-конспекты по всем важнейшим разделам, таблицы-характеристики, схемы, проверочные и обучающие рисунки, словари терминов и понятий. Кроме того, в учебнике дана сводка теорий, законов и закономерностей биологии;
2. «Биология. Человек. Общая биология 8-11 класс» Т.А. Дмитриева и др., один экз. Сборник содержит вопросы, задания, задачи разного уровня сложности по курсам «Человек» и «Общая биология»;
3. «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология» В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов, один экз. Пособие охватывает весь школьный курс биологии; представляет собой банк тестовых заданий разного уровня сложности, позволяющий проверить каждый элемент знаний учащихся по курсу биологии;
4. «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии» Л.П. Анастасова, восемь экз. Пособие содержит карточки-задания различного уровня сложности;
5. «Задачи по биологии» Н.М. Киреева, десять экз. Пособие содержит задачи по всем основным разделам курса биологии;
6. «Задачи и упражнения по общей биологии» Г.М. Муртазин, один экз. В пособие включены упражнения, экспериментальные и расчетные задачи, вопросы, таблицы для заполнения и сравнения, наблюдения, практические работы и т.д.;
7. «Тесты по биологии» М.А. Кривошеева, М.В. Кислицкая, один экз. Пособие содержит тестовые задания по всем разделам школьного курса биологии;
8. «Биология: Задания и вопросы с ответами и решениями» В.С. Кучменко, В.В. Пасечник, один экз. Пособие включает тесты и задания школьных олимпиад. Вопросы систематизированы по темам школьной программы и расположены по степени возрастания сложности;
9. «Тестовые задания по общей биологии» Я.В. Скворцова, один экз. Пособие включает разноуровневые тесты и задания.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «1С: Репетитор. Биология + Варианты ЕГЭ-2005»; «Тренажер по биологии»; «Большой биологический энциклопедический словарь»; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005г.»;CD  «Клетка»; слайд-лекции по разделу «Развитие эволюционных представлений. Основные направления и пути эволюции».
Требования к уровню подготовки учащихся 11 «Ф» (базовый уровень по содержанию, но с элементами продвинутого по уровню владения информацией)
должны знать:

  • характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; ; основные царства органического мира, бактерии, растения, животные, грибы, вирусы, их роль в природе; организм как биосистему; регуляцию процессов жизнедеятельности организмов; половое и бесполое размножение организмов; оплодотворение и его значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, её виды (мутационную, комбинативную и модификационную) и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и др. неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и её части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код; основные биополимерные молекулы; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов;
  • сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость, строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена;
  • обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций; роль законов генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;

должны уметь: сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале, составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии,
владеть компетенциями:

  • коммуникативной *;
  • рефлексивной -;
  • личностного саморазвития ^;
  • ценностно-ориентационной ;
  • смыслопоисковой ¦;
  • профессионально-трудового выбора >.

способны решать следующие жизненно-практические задачи, т.е. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья.

 

Примечания:
Ссылки на web – сайты указаны в информационно-методическом обеспечении темы 3.