Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (19)

58

Генофонд популяций. Генетическое равновесие и его нарушения.
Д.з. §7.2, §7.3

Основные понятия
Изменчивость
Генофонд
Генетическое равновесие
Факты
Причины наследственной изменчивости.
Факторы изменения генофонда: изменчивость генотипа; действие отбора.
Изменчивость генофонда у разных организмов.
Причины нарушения.
Направленный и ненаправленный характер изменений.
Процессы
Нарушение генетического равновесия.

 

Воспроизведение и описание
Давать определение основному понятию – изменчивость.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

Называть виды наследственной изменчивости.

Обсуждение вопроса 2 на с.193 перед §7.2.

Текст учебника §7.2.

Выполнение упр. №178 в рабочей тетради с печатной основой.

Перечислять факторы изменения генофонда.

Участие в беседе.

Изучение нового материала

 

Описывать характер изменений генетического равновесия.

Называть условия генетического равновесия и факторы его нарушения.

Обсуждение вопроса 2 и 3 на с.200 после §7.3.

Закрепление знаний.

 

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определения понятий.

Анализ текста учебника на с.195 и на с.198.

Изучение нового материала

Текст учебника §7.2.

Выполнение упр. №177 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Доказывать, что изменчивость генофонда у разных организмов.

Анализ содержания рисунка учебника

 

Рис.71 на с.196
Генетическая изменчивость в популяциях различных групп организмов.

Приводить факты, доказывающие приспособительный характер изменений.

 

Обсуждение вопроса 4 на с.197 после §7.2.

Закрепление знаний.

 

59

Видообразование.
Д.з. §7.6 §7.7

Основные понятия
Микроэволюция
Полиплоидия
Факты
Географическое и *экологическое видообразование.
Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения.
Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная.
Роль полиплоидии в процессе видообразования.
Процессы
Видообразование

Воспроизведение и описание
Называть причины отличия организмов разных популяций.

Обсуждение вопроса 1 на с.210 перед §7.6.

Актуализация знаний.

 

Описывать этапы географического видообразования.

Описание рисунка учебника.

Изучение нового материала.

Рис.78 на с.215
Схема географического видообразования.

Выполнение упр. №184 в рабочей тетради..

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Называть изолирующие механизмы и приводить примеры их проявления.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника на с.211 м на с.212.

Изучение нового материала.

Текст учебника §7.6.

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать по рисунку проявление поведенческой и физиологической изоляции.

Описание содержания рисунка учебника.

Рис.76 на с.211
Различные типы световых сигналов у насекомых.
Рис.77 на с.212
Несовпадение в сроках размножения.

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определений понятий.

Анализ текста учебника на с.214.

Изучение нового материала.

Текст учебника §7.7.

Выполнение упр. №183 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Объяснять роль полиплоидии в процессе видообразования.

Участие в беседе по рисунку учебника.

Изучение нового материала.

Рис. 79 на с.216
Панда. Хромосомы медведя

Обсуждение вопроса 2 и 3 на с.217 после §7.7.

Закрепление знаний.

60

Общие закономерности эволюции.
Д.з. §7.8
§7.9
Упр. №188 и упр. №189 в рабочей тетради с печатной основой

Основные понятия
Аналогия
Гомология
Макроэволюция.
Филонегенетический ряд
Факты
Результата макроэволюции.
Типы эволюционных изменений: параллелизм, конвергенция и дивергенция.
Главные линии эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Процессы
Макроэволюция.

Воспроизведение и описание
Называть таксономические группы организмов.

Обсуждение вопроса 2 на с.217 перед §7.8.

Актуализация знаний

Демонстрационный материал по систематике

Описывать филогенетический ряд лошади.

Описание рисунка учебника.

Изучение нового материала.

Рис.80 на с.219
Эволюция лошади.

Приводить примеры эволюционных изменений, проявления аналогии и гомологии.

Участие в беседе.

Закрепление знаний

 

Описывать проявления основных линий эволюции.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника на с.223 -224.

Изучение нового материала

Таблица
Основные направления эволюции

Выполнение упр. №188 в рабочей тетради с печатной основой.

Домашнее задание

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определений понятий.

Анализ текста учебника на с.217 и на с.222.

Изучение нового материала.

Текст учебника §7.8, §7.9.

Выполнение упр. №185 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.

Обсуждение вопроса 1 на с.220 после §7.8.

Закрепление знаний.

Текст учебника §7.8, §7.9.

Отличать гомологичные и аналогичных структуры.

Обсуждение вопроса 3 на с.220 после §7.9.

Отличать примеры проявления линий эволюции.

Выполнение теста-классификации (упр.191).

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Рис.91 на с.221
Пример конвергентной эволюции.

Творческий уровень
Высказывать предположения о причинах сходного морфологического строения животных.

Выполнение упр. №189 в рабочей тетради с печатной основой.