Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (18)

РАЗДЕЛ 2
ЭВОЛЮЦИЯ 6часов

55.

Развитие эволюционного учения.
Работы Ч. Дарвина.
Д.з. §7.1

Основные понятия
Эволюция.
Борьба за существование
Естественный отбор.
Факты
Представления Карла Линнея.
Взгляды Ж. Б Ламарка, факторы эволюции.
Предпосылки учения Ч.Дарвина: работы Томаса Мальтуса. Путешествие на корабле «Бигль».
Значение учения Ч. Дарвина для объяснения эволюции живых организмов.
Адаптивный характер приспособлений.
Закономерности
Положения учения Ч. Дарвина.

Воспроизведение и описание
Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвиным.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

Портрет
Ч. Дарвина.

Называть факторы эволюции, предлагаемые Ж.Б.Ламарком.

Портрет
Ж. Б. Ламарка

Описывать проявление борьбы за существование.

 

Интеллектуальный уровень
Раскрывать сущность понятий теория, научный факт.

Участие во вводной беседе

Актуализация знаний.

 

Формулировать определение термина – эволюция.

Выполнение упр. №174 в рабочей тетради с печатной основой

Изучение нового материала.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Анализировать содержание определения понятий

Анализ текста учебника на с.192.

Текст учебника §7.1.

Характеризовать положения учения Ч.Дарвина

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

 

Выполнение упр. №175 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Объяснять значение работы Томаса Мальтуса для формирования эволюционных взглядов Ч.Дарвина.

Участие в эвристической беседе

Изучение нового материала.

 

Выделять отличия в эволюционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Выполнение упр. №176 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

56.

Борьба за существование и естественный отбор.
Д.з. §7.4
Упр. №180 и упр. №181 в рабочей тетради с печатной основой

Основные понятия
Аллели генов
Борьба за существование.
Естественный отбор.
Изменчивость
Факты
Борьба за существование как фактор эволюции.
Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями.
Экспериментальные доказательства действия естественного отбора.
Процессы
Проявление в природе борьбы за существования и естественного отбора.
Закономерности
Положения учения Ч.Дарвина.

 

Воспроизведение и описание
Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

 

Актуализация знаний

 

Давать определение основным понятиям.

Участие во вводной беседе.

 

Называть формы борьбы за существования и приводить примеры проявления.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника на с.202

Изучение нового материала.

 

Описывать действие естественного отбора.

Описание рисунка учебника

Рис.73 на с.205
Схема опыта с плодовыми мушками.

Интеллектуальный уровень
Выделять различия между формами естественного отбора.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

 

Объяснять действие естественного отбора.

Беседа по рисунку учебника

Рис.72 на с.204
Арктический заяц

Характеризовать причины борьбы за существование и естественного отбора.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

 

Обсуждение вопроса 3 на с.206 после §7.4.

Закрепление знаний.

Текст учебника §7.4

Выполнение упр. №180 в рабочей тетради с печатной основой.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.

Участие в беседе.

Изучение нового материала.

 

Выполнение упр. №181 в рабочей тетради с печатной основой..

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

57

Формы естественного отбора.
Д.з. §7.5

Основные понятия
Естественный отбор
Факты
Формы естественного отбора: стабилизирующий, и движущий.
Условия проявления форм естественного отбора – изменения условий среды..
Процессы
Естественный отбор

Воспроизведение и описание
Давать определение основному понятию.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору.

Обсуждение вопросов 1 и 2 на с.206 перед §7.5.

Текст учебника §7.5.

Называть условия проявления форм естественного отбора.

Участие в беседе.

Изучение нового материала.

Портреты  Ч Дарвина,
И.И. Шмальгаузена.
Транспаранты с названиями

Приводить примеры стабилизирующего отбора.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника на с.207.

Текст учебника §7.5

Описывать проявление движущей формы естественного отбора.

Описание рисунков учебника.

Рис.74 на с.208
Темные и белые пяденицы на разных субстратах.

Рис.75 нас.209
Эволюция стопы.

Интеллектуальный уровень
Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

 

Характеризовать формы естественного отбора.

Обсуждение вопросов 1 и 2 на с.209 после §7.5.

Закрепление знаний.

Текст учебника §7.5

Выполнение упр. №182 в рабочей тетради с печатной основой.

 

Рабочая тетрадь с печатной основой.