Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (16)

47.

Экологические ресурсы.
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Д.з. §5.3
*§9.3

Основные понятия
Трофический уровень.
Автотрофы
Гетеротрофы
Поток вещества
Поток энергии
*Ресурсы
Факты
Солнечный свет – энергетический ресурс.
Роль автотрофов и гетеротрофов.
Процессы
Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.
Закономерности
Правило 10 %.
Пирамиды численности и биомассы.
Перевернутая пирамида.

Воспроизведение и описание
Давать определение терминамавтотрофы и гетеротрофы, трофический уровень.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

Называть правило изменения скорости потока энергии.

Обсуждение вопроса 2 на с.161 после §5.3.

Закрепление знаний.

Текст учебника §5.3

Описывать проявление перевернутой пирамиды численности.

Поиск информации в тексте учебника.

Изучение нового материала.

Узнавать по немому рисунку компоненты пирамиды численности.

Выполнение упр. №163 в рабочей тетради с печатной основой

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Интеллектуальный уровень
Формулировать определение понятий – поток энергии, вещества.

Выполнение упр. №162 в рабочей тетради с печатной основой.

Изучение нового материала.

Текст учебника §5.3
Рабочая тетрадь с печатной основой.

Выделять особенности процессов потока вещества и потока энергии.

Участие в эвристической беседе.

 

Объяснять роль организмов в потоке веществ и энергии.

Обсуждение вопроса 1 на с.161 после §5.3.

Закрепление знаний.

Текст учебника §5.3в

Определять соотношение численности организмов разных трофических уровней по рис.

Анализ содержания рисунка учебника.

Изучение нового материала.

Рис.64 на с.160
Пирамиды численности.

*Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс.

Участие в эвристической беседе.

 

Творческий уровень
Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе.

 

Выполнение упр. №164 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

48.

Продуктивность сообщества.
Д.з. §5.4

Основные понятия
Продуктивность.
Продукция.
Общая продукция.
Чистая продукция.

Факты
Рост и размножение - основы продуцирования.
Первичная и вторичная продукции.
Продуктивность суши и океана.
Изучение продуктивности экосистем в рамках Международной биологической программы.
Причины устойчивости сообщества.
Процессы
Продуцирование – синтез нового биологического вещества. Непрерывность.
Выедание. Причины.
Закономерности
Чистая продукция всегда меньше общей продукции.

Воспроизведение и описание
Называть структуру, свойства сообщества живых организмов.

Участие во вводной беседе

Актуализация знаний.

 

Перечислять процессы, обеспечивающие продуцирование в сообществе.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником.

Изучение нового материала.

 

Описывать свойства первичной продукции.

Называть организмы, создающую первичную и вторичную продукции.

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определения основных понятий.

Анализ текста учебника на с.161-162.

Изучение нового материала.

Текст учебника §5.4.

Доказывать, что чистая продукция всегда меньше общей продукции.

Участие в эвристической беседе.

 

Объяснять причины выедания.

Рис.64 на с.160
Пирамиды численности.

Обсуждение вопроса 1 и вопроса 2 на с.163 после §5.4.

Закрепление знаний.

Текст учебника §5.4.

Сравнивать продуктивность суши и океана.

Составление и заполнение таблицы.

Закрепление знаний.

 

Творческий уровень
Аргументировать свою точку зрения по вопросу целесообразности выполнения Международной биологической программы.

Обсуждение проблемы в ходе регламентированной дискуссии.

Закрепление знаний.

 

49

Саморазвитие экосистемы.
Д.з. §5.5

Основные понятия
Экологическая сукцессия
Факты
Факторы существования равновесной системы в сообществе.
Типы равновесия: замкнутое сообщество; приток органического вещества извне; изъятие части органического вещества.
Первичная и вторичная сукцессии.
Свойства сукцессий: изменение видового состава, повышение видового богатства; увеличение биомассы органического вещества, снижение скорости прироста биомассы.
Продолжительность и значение экологической сукцессии.
Процессы
Изменения соотношения энергетического ресурса и биомассы – причина сукцессии.

Воспроизведение и описание

 

 

 

Называть типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Обсуждение вопросов 3 и 4 на с.167 после §5.5

Закрепление знаний.

Текст учебника §5.5.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника на с.166.

Изучение нового материала.

Текст учебника §5.5

Описывать свойство сукцессий.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

.

Описание рисунка учебника.

Рис.65 на с.167
Общая карина сукцессии на покинутом сельскохозяйственном участке

Выполнение упр. №166 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определения основного понятия.

Анализ текста учебника на с.164.

Изучение нового материала.

Текст учебника §5.5.

Выполнение упр. №165 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Объяснять сущность и причины сукцессии

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

 

Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.

Обсуждение вопроса 2 на с.167 после §5.5

 

Текст учебника §5.5