Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (15)

ТЕМА 1.5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ 6 часов

44

Сообщество, экосистема. Биогеоценоз.
Д.з. § 5.1
*§9.1
с.265-266

Основные понятия
Популяция
Биоценоз
Экосистема
Абиотические факторы
Факты
Естественные и искусственные экосистемы.
Условия для жизни организмов в сообществе.
Структура биогеоценоза: биоценоз, экотоп.
Значение взаимодействия видов в сообществе.
Классификация наземных экосистем.
Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ.
Влияние света, температуры, влажности на живые организмы.
Объекты
Элементы биогеоценоза.

Воспроизведение и описание
* Называть предмет изучения экологии, уровни организации жизни.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

* Перечислять элементы биогеоценоза.

Участие в беседе по рисунку учебника.

Изучение нового материала.

Рис.59 на с.148
Схема биогеоценоза.

0 Приводить примеры абиотических факторов среды.

Поиск информации в тексте учебника

Текст учебника
§.9.1 с.265 и с.266.

¦ * Приводить примеры природных, растительных сообществ.

Участие в беседе

 

Интеллектуальный уровень
0 Анализировать содержание определения понятия – сообщество (биоценоз), экосистема.

Анализ текста учебника на с.146.

Изучение нового материала.

Текст учебника
§.5.1.

Выполнение упр. №158 в рабочей тетради.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

¦ 0 Формулировать определение понятия – экотоп.

Анализ содержания рисунка учебника.

Изучение нового материала.

Рис.59 на с.148
Схема биогеоценоза.

¦ *Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме.

Участие в эвристической беседе.

 

* Характеризовать влияние факторов неживой природы на растения и животные.

Обсуждение вопроса 1 и 3 на с.149 после § 5.1 учебника.

Закрепление знаний.

Текст учебника
§.5.1.

¦ Выделять особенности растительного и животного сообществ.

Творческий уровень
Прогнозировать возможность проявления обмена веществ на уровне экосистемы.

Участие в мозговом штурме.

Изучение нового материала.

 

45.

Состав и морфологическая и пространственная структура сообщества.
Д.з. §5.2 до трофической структуры.

Основные понятия
Видовое разнообразие.
Жизненная форма.
Морфологическая структура
Пространственная структура.
Факты
Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Виды-средообразователи.
Факторы, определяющие видовое разнообразие.
Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, суккуленты, стланики, лианы.
Жизненные формы водных животных:
Признаки выделения жизненных форм у наземных животных. Ярусность - проявление пространственной структуры.
Объекты
Биоценоз.

Воспроизведение и описание
Приводить примеры жизненных форм растений, водных и наземных животных.

Участие в беседе.

Изучение нового материала.

Динамическая модель
Биоценозы.
Транспаранты с названиями жизненных форм.

Называть факторы, определяющие видовое разнообразие.

 

Описывать пространственную. Структуру на примере ярусности в лесу.

Описание рисунка учебника

Рис. 61 с.153
Ярусность в лесу.

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определения основных понятий.

Анализ текста учебника на с.149, с.152- с.153.

Изучение нового материала.

Текст учебника
§.5.2.

Определять соотношение числа видов и их биомассы в биоценозах.

Анализ рисунка учебника

Рис.60 на с.151
Соотношение числа видов и их биомассы в биоценозах.

Объяснять значение редких видов и видов-средообразователей.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом на с.150-151.

Текст учебника
§.5.2.

Характеризовать морфологическую структуру сообщества.

Выполнение проблемных заданий в группах.

Изучение нового материала.

Динамическая модель
Биоценозы.

Объяснять причины устойчивости экосистемы.

Выполнение упр. №159 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний

Рабочая тетрадь с печатной основой

46.

Трофическая структура сообщества.
Д.з. § 5.2 до конца.

Основные понятия
Автотрофы
Гетеротрофы
Пищевая сеть
Пищевая цепь
Трофический уровень.
Факты
Направления пока вещества в пищевой сети.
Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты..
Объекты
Трофическая структура биоценоза.

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам – автотрофы, гетеротрофы.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

Приводить примеры организмов разных функциональных групп

Участие в беседе.

Изучение нового материала.

Динамическая модель
Биоценозы.

Выполнение упр. №160 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определения основных понятий.

Анализ текста учебника на с.154-157.

Изучение нового материала.

Текст учебника §5.2.

Составлять схемы пищевых цепей.

Выполнение упр. №161 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Тексты заданий.
Динамическая модель
Биоценозы.

Объяснять направление потока вещества в пищевой сети.

Беседа по рисунку учебника.

Изучение нового материала.

Рис.62 на с.155
Пищевая сеть и направление потоков вещества.

Определять положение организмов на различных трофических уровнях.

Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

Беседа по рисунку учебника.

Изучение нового материала.

Рис.63 на с.156.
Общая структура надземной и водной экосистем

Конспектирование.

Закрепление знаний.