Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (11)

33.

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.
Д.з. § 3.7
Упр. №132 в рабочей тетради с печатной основой.

Основные понятия
Генотип
Дигибридное скрещивание.
Полигибридное скрещивание
Фенотип
Факты
Условия проявления закона независимого наследования.  
Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.
Процессы
Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.
Закономерности
Закон независимого наследования.

Воспроизведение и описание
Приводить примеры моногибридного скрещивания.

Участие в беседе.

Изучение нового материала.

 

¦ 0 Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Описание по схеме на доске.

Динамическая модель
Законы Менделя.

* Называть условия закона независимого наследования.

Участие в беседе

Закрепление знаний.

 

Интеллектуальный уровень
0 Анализировать содержание определений основных понятий.

Анализ текста учебника на с.107.

Изучение нового материала.

Текст учебника §3.7.

0 * Анализировать схему дигибридного скрещивания.

Обсуждение вопроса 2 на с.110 после § 3.7.

Закрепление знаний.

Текст учебника §3.7.

Выполнение упр. №129 и упр. №130 в рабочей тетради с печатной основой.

 

Рабочая тетрадь с печатной основой.

¦ Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Выполнение упр. №131 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Выполнение упр. №132 и упр. №133 в рабочей тетради.

Домашнее задание.

Творческий уровень
- ¦ * Выдвигатьпредположения по проблеме изучения.

Обсуждение вопроса на с.107 перед § 3.7.

Актуализация знаний

Текст учебника §3.7.

Обсуждение вопроса 1 на с.110 после § 3.7.

34

Взаимодействие генов.
Д.з. §3.9

Основные понятия
Аллельные гены
Генотип
Доминирование
Фенотип
Факты
Плейотропность – множественное действие гена.
Качественные и количественные признаки.
Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие.
Влияние количества генов на проявление признаков.
Процессы
Аллельное взаимодействие генов: доминирование, неполное доминирование, кодоминирование.
Неаллельное взаимодействие генов: комплементарное, эпистаз, полимерное действие.

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

¦ * Приводить примеры аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов.

 

Закрепление знаний.

 

¦ * 0 Описывать схему наследования при комплементарном взаимодействии генов.

Описание рисунка учебника.

Изучение нового материала.

Рис.54 на с.113
Схема наследования при комплементарном взаимодействии генов.

¦ * Называть характер взаимодействия неаллельных генов.

Участие в беседе.

Текст учебника
§3.9

¦ Описывать проявление множественного действия гена.

Интеллектуальный уровень
¦ * Отличать механизм доминирования от эпистаза.

Обсуждение вопроса 2 на с.114 после §3.9.

Закрепление знаний.

¦ Доказывать проявление противоположного взаимодействия генов при комплементарности и эпистазе.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

Схема на доске

Творческий уровень
-^ ¦ * Высказывать свою точку зрения о том, что физическая выносливость человека определяется одним или многими генами.

Обсуждение вопроса 3 на с.114 после §3.9.

Закрепление знаний

Текст учебника
§3.9

35

Сцепленное наследование.
Д.з. §3.8

Основные понятия
Гомологичные хромосомы.
Локус гена
Перекрест
Конъюгация
Сцепленные гены
Факты
Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов.
Условие выполнения закона Т. Моргана.
Перекрест хромосом – источник генетической изменчивости.
Составление генетических карт.
Процессы
Сцепленное наследование.
Закономерности
Закон Т.Моргана

Воспроизведение и описание
Давать определение терминам гомологичные хромосомы, конъюгация.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний

Таблица
Мейоз

¦ * Описывать строение хромосом

Обсуждение вопроса 1 на с.112 после §3.8

Текст учебника §3.8.

Называть возможные варианты локализации генов.

Участие в беседе

Изучение нового материала.

 

Называть характер расположения генов в одной хромосоме.

 

Интеллектуальный уровень
¦ Формулировать определение понятия сцепленные гены

Анализ текста учебника на с.111.

Изучение нового материала.

Текст учебника §3.8.

Выполнение упр. №134 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

¦ Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

Рис.53 на с.111
Схема перекреста гомологичных хромосом в профазе первого деления мейоза.

¦ Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Выполнение упр. №135 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

¦ * Объяснять, почему не всегда соблюдается правило независимого наследования признаков Г. Менделя.

 

Обсуждение вопроса 1 на с.112 после §3.8

Текст учебника §3.8.