Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (7)

18

Строение прокариот.
Д.з. §2.7

Основные понятия
Прокариоты
Анаэробы
Факты
Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид.
Значение образования спор у бактерий.
Условия гибели спор
Объекты
Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения
Процессы
Спорообразование у бактерий.

Воспроизведение и описание
Давать определение термину прокариоты.

Участие во вводной беседе

Актуализация знаний.

 

¦ Описывать строение клетки прокариот.

Описание рис.30 на с.59 учебника

Изучение нового материала.

Рис.30 на с.59
Схема строения прокариотической клетки
Таблица
Строение клетки бактерий.

0 ¦ Узнавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки.

Выполнение упр. №67 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

0 ¦ Узнавать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот

Выполнение упр. №68 в рабочей тетради.

¦ Описывать механизмпроцесса спорообразования у бактерий.

Участие в беседе по рис.31 нас.59 учебника.

Изучение нового материала.

Рис.31 на с.59
Спорообразование у бактерий

Конспектирование

Закрепление знаний.

Интеллектуальный уровень
¦ 0 Сравнивать строениеклеток эукариот и прокариот.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника

Изучение нового материала.

Таблица
Строение клетки прокариот и эукариот.

Выполнение упр. №69 в рабочей тетради.

Закрепление знаний.

¦ Объяснять значение спор для жизни бактерий.

Обсуждение вопросов 1 и 2 на с.60 после §2.7.

 

¦ * Доказывать примитивность строения прокариот.

19

Метаболизм.
Ассимиляция и диссимиляция
Д.з. §2.8

Основные понятия
Метаболизм
Ассимиляция
Диссимиляция
Фермент
Факты
Этапы обмена веществ. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы
Наличие энергии – источник синтеза веществ. Роль АТФ.
Роль ферментов в обмене веществ.
Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ.

Воспроизведение и описание
¦Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Участие во вводной, фронтальной беседе.

Актуализация знаний.

 

¦ Описывать процессы, определяющие обмен веществ в клетке.

Конспектирование опорной схемы по ходу изложения нового материала.

Изучение нового материала.

Опорная схема на доске
Транспаранты с названиями процессов обмена веществ

Интеллектуальный уровень
¦ * 0 Самостоятельно формулировать определение терминам ассимиляция и диссимиляция

Анализ содержание текста учебника.

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.8

Выполнение упр. №70 в рабочей тетради с печатной основой

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

¦ * Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала

 

¦ * Объяснять, почему ассимиляция невозможна без диссимиляции, и наоборот.

Обсуждение вопроса 2 на с.61 после §2.8.

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.8

¦ Различать процессы ассимиляции и диссимиляции.

Выполнение упр. №71 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Творческий уровень
-* ¦ Выдвигать предположения о том, могли бы, какие либо живые существа выжить на земле, если бы Солнце погасло.

Обсуждение вопроса 3 на с.61 после §2.8.

Закрепление знаний

Текст учебника §2.8

20

Энергетический обмен.
Д.з. §2.9

Основные понятия
Гликолиз
Брожение
Факты
Наличие ферментов – условие реакций диссимиляции.
Многостадийность гликолиза.
Продукты реакций этапов энергетического обмена.
Результаты преобразования энергии.
Вещества - источники энергии
Особенности второго этапа энергетического обмена у животных, бактерий, грибов, растений.
Митохондрии - место третьего этапа энергетического обмена.
Процессы
Этапы энергетического обмена: и

Воспроизведение и описание
¦ Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Выполнение упр. №73 в рабочей тетради с печатной основой.

Актуализация знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Взаимоконтроль и коррекция ошибок.

¦ Называть вещества- источники энергии, продукты реакций этапов обмена веществ.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.9

¦ Называть локализацию в клетке этапов энергетического обмена

Интеллектуальный уровень
0 ¦ Анализировать содержание определений терминов.

Анализ текста учебника на с.62 и с.63.

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.9

¦ 0 * Характеризовать этапы энергетического обмена.

Заполнение таблицы по ходу изложения учителем нового материала (выполнение упр. №72)

Изучение нового материала.

Таблица
Энергетический обмен.
Рабочая тетрадь с печатной основой.

¦ Выделять особенности второго этапа энергетического обмена

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.9

¦ * Определять эффективность клеточного дыхания в энергетическом обмене.

Обсуждение вопросов 2 и 3 в конце §2.9

Закрепление знаний

Творческий уровень
* ¦ Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.

Выполнение упр. №74 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний

Рабочая тетрадь с печатной основой

21

Питание клетки. Хемосинтез.
Д.з. §2.10
§2.11 хемосинтез
Упр. №78 и №77, в рабочей тетради с печатной основой.
§2.12

Основные понятия
Автотрофы
Фототрофы
Хемотрофы
Гетеротрофы
Факты
Источники энергии автотрофных организмов: солнечных свет, энергия химических реакций.
Наличие хлорофилла – условие автотрофного питания
Группы гетеротрофов: сапрофиты, паразиты, голозои
Объекты
Нитрифицирующие бактерии.
Процессы
Хемосинтез

Воспроизведение и описание
Перечислять способы питания использование поглощаемых клеткой веществ.

Участие во вводной, фронтальной беседе по вопросам на с.64 перед §2.10.

Актуализация знаний.

Транспаранты с названиями способов питания.

¦ * Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.10
Рис. организмов

¦ * Описывать механизм хемосинтеза.

 

Интеллектуальный уровень
¦ 0 Анализировать содержание определений терминов.

Анализ текста учебника на с.64..

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.10

¦ Классифицировать организмы по способу питания.

Выполнение упр. №75 в рабочей тетради с печатной основой.

Рабочая тетрадь с печатной основой

¦ Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

 

Выполнение упр. №79 в рабочей тетради.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

¦ Характеризовать автотрофов и гетеротрофов.

Выполнение упр. №78 в рабочей тетради с печатной основой.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с печатной основой

¦ Обосновывать наличие разных способов питания клеток зеленого растения.

Решение проблемной учебно-познавательной задачи.

Закрепление знаний.

 

Выполнение упр. №77 в рабочей тетради.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с печатной основой

¦ Объяснять роль нитрифицирующих бактерий для высших растений.

Обсуждение вопроса 4 на с.69 после §2.11

Закрепление знаний.

Текст учебника §2.11