Тематическое планирование курса биологии для 6 класса (базовый уровень с элементами продвинутого.) авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко

Рабочая программа по биологии курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко
Автор: Старикова Н.И

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч) (2)

ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов покрытосеменных растений; особенности строения семян; для приобретения практических навыков по определению на живых объектах видоизменённых побегов; для приобретения умения доказывать, что растение является биосистемой и объяснять взаимозависимость растения от влияния окружающей среды.

5

Строение семени
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения: 2-я неделя сентября
Д.з. §10, задание 2 на с.20 в рабочей тетради №1, §11 (Задание 1 - с.22),
§12, с.49 (выписать в тетрадь вывод о значении семян)

Проблемное изложение, частично-исследовательская

Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №2.1 «Изучение органов (семени) цветкового растения» работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.21; Задание 1 - с.23), с учебником (в.1 - с.43; в.1 - с.49)

Двудольные
Однодольные
Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.
Значение семян для растений как органа его размножения и распространения.
*Прорастание семян: надземное и подземное.
Условия прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура.

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень:
Называть значение семян Р, П
Давать определение терминам «двудольные» и «однодольные»
Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений Ч-п, П
Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка П
Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений П
-, ^, *

Лабораторное оборудование, коллекция семян (семена фасоли, пшеницы и др.), проросшие семена фасоли, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

6

Корень. Внешнее и внутреннее строение
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 3-я неделя сентября
Д.з §13, задание3 на с.27 в рабочей тетради №1.
§14 с54-55,
§15 «Многообразие корней»

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №2.2 «Изучение органов (корня) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.27; Задание 2 - с.29), с учебником (в.1 - с.53)

Виды корней: главный, боковые, придаточные.
Функции корня.
Корневые системы.
Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.
Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения
*Способы увеличения массы корней у растения: пикировка; окучивание.
Хемотропизм и геотропизм.

Индивидуальная, групповая работа

Базисный уровень:
Распознавать и описывать

  • виды корней;
  • зоны корня Ч-п, П

Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями П
Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем П
Различать корневые системы однодольных и двудольных растений Ч-п, П
-, ¦, ^

Таблицы, микроскоп, микропрепараты, рисунки на страницах учебника, модель корня

7

Побег. Строение и значение побега
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 3-я неделя сентября
Д.з. §16,
§17 до годичного побега, задание 2 на с.34 в рабочей тетради №1

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы «Строение почек. Расположение на стебле», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.32; Задание 1 - с.33). Задание со свободным ответом по выбору учителя

Побег – сложный орган.
Строение побега: стебель, листья, почки.
Строение почки
Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные
*Придаточные и спящие почки.
Листорасположение.
Ветвление. Крона. Кущение. Прищипка. Пасынкование.
Определение названий деревьев и кустарников по строению почек.

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Базисный уровень:
Распознавать и описывать на живых объектах строение:

  • побега;
  • почки П

Доказывать, что почка – видоизмененный побег П
Отличать вегетативную почку от генеративной почки П, Ч-п
Продвинутый уровень:
*Определение деревьев и кустарников по внешнему строению почек П, Ч-п
-, *, ^

Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты

8

Лист – часть побега. Значение листа для растения
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 4-я неделя сентября
Д.з. §18, §19
Задание 2 на с.36 в рабочей тетради №1

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы 2.4 «Изучение органов (листа) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.37; Задание 2 - с.38)

Функции листа.
Простые и сложные. Жилкование.
Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна).
Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизни
*Разнообразие листьев: с прилистниками и без; жилкование (перистое, параллельное, дуговое); по способу прикрепления (черешковые, сидячие).
Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Базисный уровень:
Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа П
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа Ч-п, П
Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев П
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций, написание рефератов Т
-, *, ¦, ^

Модель листа, микроскоп, микропрепараты, лабораторное оборудование, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус».

9

Стебель. Внешнее и внутреннее строение
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 4-я неделя сентября
Д.з §20

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы 2.5 «Изучение органов (стебля) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.40), с учебником (в.2-3 - с.79)

Функции стебля. Рост стебля в толщину.
Внешнее строение стебля.
Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.
Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.
*Годичные кольца; значение их для подсчета возраста. Чечевички.

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Базисный уровень:
Называть функции стебля Р, П
Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля Ч-п, П
Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию П
Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения П
Продвинутый уровень:
*Определение возраста деревьев П, Ч-п
-, *, ¦, ^

Таблица, модель стебля, коллекция древесных спилов, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

10

Видоизменения подземных побегов.
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 5-я неделя сентября
Д.з §21 задание3 на с.43 в рабочей тетради №1

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы 2.6 «Изучение органов (видоизменённые побеги) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.42, Задание 4 – с.43)

Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.
*Стебли по длине междоузлия: удлиненные и укороченные (розеточные); по положению в пространстве (лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся). Видоизменения: суккуленты, листообразные, флагообразная крона, колючки

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Базисный уровень:
Приводить примерырастений, имеющих видоизмененные побеги Р, П
Распознаватьиописыватьна живых объектах видоизменения побегов Ч-п, П
Доказывать,что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги П
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций, написание рефератов Т
-, *, ^

Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (клубни картофеля, луковица), гербарии (корневищное растение)

11

Цветок. Строение и значение.
Тип урока:Комбинированный урок.
Дата проведения: 1-я неделя октября
Д.з §22, задание 4 на с.46 в рабочей тетради №1
§23

Проблемное изложение, частично-исследовательская

Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы 2.7 «Изучение органов (цветка и соцветий) цветкового растения», лабораторной работы 24 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1-2 - с.45, Задание 2 – с.47), с учебником (в.4 - с.91)

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия
Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.
Биологическое значение соцветий.
Функции цветка. Опыление.
*Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения.Обозначения различных частей цветка.

Индивидуальная, групповая работа

Базисный уровень:
Распознаватьиописыватьпо рисункам:

  • строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; П
  • типы соцветий П

Объяснятьвзаимосвязь строения цветка и его опылителей П
Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий П
Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений П
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций Т
-, ^, *

Таблицы, модели цветков, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

12

Плод. Разнообразие и значение
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 1-я неделя октября
Д.з §24, вопросы 1-4

Проблемное изложение, частично-исследовательская.

Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы 2.8 «Изучение органов (плодов) цветкового растения», лабораторной работы 24 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2-3 - с.49), задание со свободным ответом по выбору учителя

Функции плода.
Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосемянные плоды.
Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Базисный уровень:
Давать определение термину «покрытосеменные» Р, П
Распознавать и описыватьпо рисункам, коллекциям строение плодов П
Приводить примерырастений с различными типами плодов П
Выделятьприспособления для распространения плодов П
Продвинутый уровень:
*Написание рефератов Т
-, ^, ¦, *

Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

13

Взаимосвязь органов растения как организма
Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний
Дата проведения: 2-я неделя октября
Д.з § 25

Проблемное изложение

Рассказ, проблемная беседа, организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задания 1-3 - с.50-51), с учебником (в.2-3 - с.95)

Растение - биосистема.
Признаки взаимосвязи органов.

Работа в группах

Базисный уровень:
Называть признаки взаимосвязи органов Р, П
Доказывать, что растение – биосистема П
Объяснять влияние окружающей среды на растения П
-, ^, ¦, *

Таблицы, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»