Тематическое планирование курса чистописания для 4 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование прописей-ступенек «Чистописание» (рабочие тетради) 4 класс ,авторы Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В.
Автор: Доброниченко Н.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к   программе  развивающего обучения Л.В.Занкова. Календарно-тематический     план ориентирован на  использование прописей-ступенек «Чистописание» (рабочие тетради) 4 класс ,авторы Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В., издательство» Дрофа» 2005 г .Пособие одобрено Федеральным экспертным советом.
Цели обучения чистописанию:
развитие умений написания прописных и строчных букв, развитие
кисти рук; навыка скорописи;
овладение умениями правильно производить соединение букв в словах; соразмерять высоту и ширину букв. соблюдать наклон, писать ччччччетко, разборчиво.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, стремления совершенствовать свою речь.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой компетенцией и компетенцией личностного саморазвития.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с возрастными особенностями развития учащихся.  
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Это определило необходимость выделить в календарно-тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию речи и творчества учащихся. Тетради насыщены речевыми оборотами, образными определениями, взятыми из сборника В. И. Даля, из произведений классиков.
Система уроков сориентирована на форми­рование активной личности.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения в  4 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, формирует у детей навыки написания букв, развивает орфографические и пунктуационные умения, обеспечивает языковое, речевое и личностное развитие детей.

В соответствии с этим реализуется:

  • Программа развивающего обучения Л.В.Занкова в объеме 35 ч.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по чистописанию и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
С учетом системы развивающего обучения  выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности.
Формирование целостных представлений о чистописаниибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления лингвистическихфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

На ступени начальной школы задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат)  определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки, адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», тренажеры по русскому языку, Интернет сайты:
- www solnet. ru
- www festival. ru
- www kulichiki. Ru

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения
Иметь общее представление:
о начертании и соединении всех букв;
о соблюдении наклона букв;
о высоте и ширине букв.
Знать:
правила каллиграфии.
Учащиеся должны уметь:
писать красиво, четко, разборчиво;
соблюдать наклон букв;
соразмерять высоту и ширину букв;
правильно производить соединение букв в словах;
готовить руку к скорописи;
объяснять орфограммы.
Владеть компетенциями:
          коммуникативной, рефлексивной и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, аудиозаписей и др.);
работать со словарями (алфавит);
соблюдать орфоэпические нормы;
овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения (приветствие, прощание, благодарность,).