Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология и художественный труд», авторов О.А. Куревиной, Е.А Лутцевой, 2004 г.в рамках Образовательной системы обучения «Школа 2100». Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.А. Куревина, Е.А. Лутцева «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса – Москва: Баласс, 2007., рабочей тетради к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса – Москва: Баласс, 2007.
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Это определило цель обучения технологии: развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др., позволяют обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьтерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Обучение технологии способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: 3 «В» класс, 25 человек, дети 8-10 лет.
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 68 часов;
В соответствии с этим реализуется:
- Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству и технологии;
- авторская программа «Технология и художественный труд» (авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева) под ред. А.А. Леонтьева.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом лицейского стандарта, реализуется программа базового, повышенногоуровней.
С учетом специфики класса выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: рабочей тетради к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса – Москва: Баласс, 2007. (25 экз.)
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: - CD «Вундеркинд».
Требования к уровню подготовки учащихся 3 «Г» класса (базовый уровень)
должны знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства,
- основные средства художественной выразительности;
- способ получения объемных форм на основе развертки;
- виды изучаемых материалов;
- отдельные произведения выдающихся художников;
- основные художественные промыслы России.
должны уметь:
- выполнять наброски по своим замыслам;
- производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы;
- реализовывать творческий замысел в создании художественного образца;
- под контролем учителя выстраивать процесс выполнения задания.
владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативной;
- рефлексивной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- выполнение домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдение правил личной гигиены и использование безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создание различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществление сотрудничества в совместной работе.