Тематическое планирование курса окружающий мир для 3 класса

Рабочая программа ориентирована на использование учебников: учебника-тетради по окружающему миру (курс «Мир и человек») «Обитатели Земли» 3 класс (1-4) А.А.Вахрушев
Автор: Маркина Н.В.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа  разработана применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан и др, 2004, в рамках Образовательной системы  обучения «Школа 2100».
Рабочая программа    ориентирована     на     использование учебников: учебника-тетради по окружающему миру (курс «Мир и человек») «Обитатели Земли» 3 класс (1-4) А.А.Вахрушев, тетради на печатной основе для самостоятельных и проверочных работ к учебнику «Обитатели Земли», учебника и тетради по окружающему миру (вводный курс истории и обществоведения) «Моё Отечество» 3 класс (1-4) Д.Д. Данилов, С.В. Тырин, а также дополнительных пособий для учителя и учащихся: Ликум А. и др. «Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей. Т. 1-8, 1993-1994 гг. Серия «Мир животных». Клидо Э. «Большие кошки». «Удивительные животные», 1995 г. Плешаков А.А. «Зеленые страницы». Книга для учащихся начальных классов, 1995 г. Тайны живой природы, 1996 г. Что такое. Кто такой: 1-3 т., 1990-1994 гг. 1000 и одна загадка: Сборник загадок / Сост. М.Фрид, 1996 г.
В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую инте­грацию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире,
Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единст­ве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послу­жит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры.
Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь.
В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения пред­метов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования.
В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и из­лишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного вре­мени для дифференциации обучения.
Это определило цель обучения окружающего мира: помочь младшему школьнику воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт; гуманно относиться к природе как среде существования человека и источнику существования жизни на Земле; гуманно относиться к личности и оказывать помощь в её самоопределении в обществе.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:
развитие  умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоениезнаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать  в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: 3 «А» класс, 25 человек, дети 8-10 лет.
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении  в объеме 68 часов;
В соответствии с этим реализуется:

  • Учебная программа: Окружающий мир (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, 2007).

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом лицейского стандарта, реализуется программа базового и повышенногоуровней.
С учетом специфики класса выстроена система учебных  уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения,  что представлено в схематической форме ниже.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD  «Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», «Вокруг света», компьютерная игра «Кузя и дикая река», видеофильм «Береги природу».
Требования к уровню подготовки учащихся 3 «А»  класса (базовый уровень)
по курсу «Обитатели Земли» учащиеся должны знать:

  • что такое тело, природное явление;
  • что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ;
  • что такое энергия;
  • что такое биосфера; начальные сведения о круговороте веществ;
  • значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
  • роль Солнца как главного источника тепла и света для существования живых организмов и человека на Земле;
  • основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
  • об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
  • что такое почва, и какова ее роль в плодородии;
  • основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

должны уметь:

  • применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
  • различать твердые тела, жидкости и газы;
  • уметь пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращений воды, льда и пара;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • выделять звенья круговорота веществ;
  • классифицировать живые организмы по их ролям ("профессиям") в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
  • определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
  • уметь проводить наблюдения за растениями и животными;
  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

по курсу «Моё Отечество» учащиеся должны:

  •  иметь первичные представления о следующих понятиях и явлениях:    родословное древо, Родина, государство, общество, закон, век, эра, ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда, великий государь, царь, император, чиновники, крепостное право, революция, Гражданская война, Советы, Коммунистическая партия, СССР, СНГ, демократия, Конституция, гражданин, Президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники.

     должны уметь:

  • строить свое родословное древо;
  • ориентироваться в образной исторической карте;
  • вести счет времени по векам и эрам;
  • определять последовательность исторических событий;
  • по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории:     Времена Древней Руси, Времена Московского государства, Времена Российской империи, Времена Советской России и СССР, Современная Россия;
  • различать следы исторического прошлого в современной действительности.

владеть компетенциями:

  •  информационно-коммуникативной;
  •  рефлексивной.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирование на местности с помощью компаса;
  • определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • уход за растениями (животными);
  • выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценка воздействия человека на природу, поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

 Используемые обозначения:
Уровни освоения:
                                                                                         
репродуктивный – р.;
продуктивный  - п.;
исследовательский – и.;
творческий – т..

Предметные компетенции:

* коммуникативная;
-  рефлексивная;
^ личностное саморазвитие;
= ценностно-ориентационная;
+ смыслопоисковая.