Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе ГЕОГРАФИЯ 10-11 классы Москва, Издательский дом «Дрофа», Е.Л. Плисецкого, 2002 год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
«Коммерческая география». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Е.Л. Плисецкого, Москва, «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2006,
а также дополнительных пособий:для учителя
- Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 1998
- Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение», 2000
- Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира», Москва, «Просвещение», 2006
- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2002,
- Плисецкий Е.Л., «Коммерческая география» Методические рекомендации для учителя, 10-11 классы, Москва, «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2006,
- Сиротин В.И. Практические работы по географии 6-10 классы, АРКТИ-ИЛЕКСА, Москва, 2002
для учащихся:
- Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 1999,
- Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998,
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цель обучения географии:
- Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.
- Дополнить и углубить знания учащихся о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства страны и формирование внутреннего (национального) рынка.
- Дать представление о важнейших структурных изменениях и ключевых проблемах функционирования экономики России в условиях перехода к рыночной экономике.
- Прививать навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации, научить расчетам оценочных показателей.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний об основных экономических понятиях, экономических особенностях территории страны, занятости населения в ее различных регионах.
- Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
- Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
- Воспитание чувства гордости за свою страну, взаимопонимании с другими народами, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
- Применение экономико-географических знаний в повседневной жизни, а также географической информации.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые являются необходимым условием развития и социализации школьников. Во втором – дидактические единицы, которые являются базой для развития общепредметных (коммуникативной) компетенций. Это содержательные линии географического образования.В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие исторические и экономико-географические особенности России и ее взаимозвязи со странами мира, и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.