Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Школа 2100». Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса, автора Т.А.Ладыженской, 2006 г.издания, а также дополнительных пособий: для учителя - методические рекомендации, авторов Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской, Р.И. Никольской, Г.И. Сорокиной, 2002 г..
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения риторике во 2 классе
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний в разделах «Общение» и «Речевые жанры»;
- Овладение умениями анализировать, оценивать общение и умение успешно пользоваться даром слова;
- Освоение коммуникативно-речевой компетенции.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке дается понятие о найке риторике, котрая учит умелому, успешному общению; о том, как важно ориентироваться в том, кто говорит (пишет)- что - кому говорит (пишет). Выделяется специальное обучение умениям говорит-слушать, читать-писать. Во втором – рассматриваются в сопоставлении тема и заголовок текста, опорные слова; рассматриваются такие основные типы текстов, как рассуждение, описание, повествование, дается понятие об их смысловых различиях.Это содержание обучения является базой для развития коммуникативно-речевойкомпетенции учащихся. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к речевому этикету, при этом в центе внимания находятся этикетные диалоги со значением «просьба» и «отказ» (в просьбе), усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Согласно действующему в лицее учебному плану календарно-тематический план предусматривает 1 час в неделю и 34 часа в год.
В соответствии с этим реализуется:
- типовая программа «Школа 2100».
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса «Детской риторики».
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений обриторикебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления социальныхфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики ролевых игр, проблемных дискуссий.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Инновационное развитие методики преподавания риторики ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: (перечислить)
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса (базовый уровень)
должны знать: понятие о науке риторике, основные типы текстов (рассуждение, описание, повествование);
должны уметь: анализировать и оценивать общение (правильность речи, уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания, соответствие высказывания (текста)жанровым признакам);
владеть компетенциями: рефлексивной, коммуникативно-речевой, смыслопоисковой, ценностно-ориентированной;
способны решать следующие жизненно-практические задачи: успешно извлекать информацию при слушании и чтении, эффективно общаться с автором письменного текста или с тем, кому он адресован.
Используемые обозначения:
Уровни освоения:
репродуктивный – р.;
продуктивный - п.;
исследовательский – и.;
творческий – т..
Предметные компетенции:
* коммуникативная;
- рефлексивная;
^ личностное саморазвитие;
= ценностно-ориентационная;
+ смыслопоисковая.