Пояснительная записка (2)
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общееразвитие учащихся. В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Школа 2000» Р.Н.Бунеев 2004 г. в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса окружающего мира.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об окружающем миребудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления естественнонаучныхфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания наблюдение, опыты, обсуждениеразных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для естественнонаучного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
На ступени первого года обучения задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Большую значимость на этой ступени образования имеет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулироватьсвои мировоззренческие взглядыи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: док. фильмов «Береги природу», CD «Электронная энциклопедия» и других информационных носителей.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 года :
должны знать:
- элементарные сведения о трех состояниях веществ,
- что Земля имеет форму шара,
- что горизонт – воображаемая линия,
- основные стороны света,
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды, планеты Солнечной системы),
- закон всемирного тяготения,
связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца,
- признаки, с помощью которых можно предсказать погоду,
- как вести себя при грозе,
- основные этапы круговорота воды в природе,
- элементарные сведения о климате,
- глобус, карту и условные обозначения к ним,
- части света, материки и океаны,
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов,
- основные природные зоны,
- о смене природных зон на поверхности Земли,
- географические закономерности размещения хозяйства людей,
- политическую карту, крупнейшие страны и города,
- части света и их основные особенности,
- о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;
должны уметь:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта,
- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы,
- научиться читать и пользоваться картой,
- различать утро, день, вечер и ночь,
различать времена года по основным признакам,
- уметь пользоваться календарем и часами,
- показывать линию горизонта,
- определять стороны горизонта при помощи компаса,
- демонстрировать вращение земли вокруг своей оси и обращение Земли вокруг Солнца,
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой,
- определять температуру с помощью термометра,
- владеть элементарными приемами чтения карты (определять суши и воды, высоты и глубины, форм рельефа, устных обозначений),
- показывать на карте части света, материки и океаны,
- определять равнины, горы, реки, озера, моря, океаны на карте,
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света,
- распознавать ландшафты основных природных зон,
- перечислять порядок их расположения на планете,
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны,
- находить и показывать на политической карте основные страны и города,
- беречь богатства Природы в повседневной жизни;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
ориентироваться в окружающем мире (географическом мире), обобщать приобретенный опыт для объяснения окружающей действительности.
Используемые обозначения:
Уровни освоения:
репродуктивный – р.;
продуктивный - п.;
исследовательский – и.;
творческий – т..
Предметные компетенции:
* коммуникативная;
- рефлексивная;
^ личностное саморазвитие;
= ценностно-ориентационная;
+ смыслопоисковая.