Тематическое планирование курса географии для 10 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе В.Н. Холиной География (профильный уровень) 10-11 классы
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (108ч) (8)

20-21

Грозит ли Земле перенаселение?
Как государство регулирует число своих граждан.

Комбинированный

Поисковая

Д/з §7 темы 1 раздела 4
Найти в сети Интернет информацию о демографической политике в РФ и подготовить краткое письменное сообщение.

март

* - ¦
совместная деятельность

дискуссия,
проблемное изложение

Гипотеза Т. Мальтусаю Последователи Мальтуса в ХХ в. - неомальтузианцы.
Современные взгляды на динамику численности населения - теория демографического перехода, разработанная Фрэнком Ноутстайном. Четыре ее этапа:
1 этап - одинаково высокие коэффициенты рождаемости и смертности и очень незначительный рост численности населения;
2 этап - высокий коэффициент рождаемости, сниженный коэффициент смертности, рост продолжительности жизни и некоторое увеличение общей численности населения.
3 этап - стабилизация коэффициента смертности на низком уровне и некоторым снижением коэффициента рождаемости.
4 этап - снижение и стабилизация рождаемости, смертности и численности населения. Демографическая политика стран мира.

Называют аргументы за и против гипотезы Мальтуса о перенаселении Земли и современные методы демографической политики.
Характеризуют первую попытку оценить динамику численности населения и ответить на вопрос: «Может ли Земля прокормить всех, на ней живущих?».

Прогнозируют изменение возрастного состава населения благодаря демографической политике стран мира.

Выступления учащихся с докладами по модели Мальтуса.
Интерактив «Теория Мальтуса и современность»,
Задание 7 р/т «С какими факторами социально-экономического развития связан «демографический взрыв»?

Карта «Население мира»
Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
К,П,И,Д
адреса в Интернете
«Ссылки на Интернет - сайты к разделу 4 (Население и культура)»
Электронный учебник

Презентация
«Население мира»

22

Итоговый урок по теме 1 раздела 4 тестирование
март

* -
ответы на вопросы

дискуссия

  1. Устное обсуждение по контрольным вопросам.
  2. Обсуждение наиболее интересных тем курса и их применимости для будущей профессиональной деятельности.

 

 

 

23

Что такое культура и из каких элементов она состоит?
Этносы как главные носители культуры
Подготовить доклад об истории формирования русского этноса и (или) этноса по выбору.

Проектная

март

* - ¦
совместная деятельность

объяснение учителя
дискуссия

Элементы культуры: ментифакты - язык, религия, фольклор, традиции искусства; социофакты - политическое устройство, система образования, структура семьи; артифакты, отражающие типы производства, позволяющие удовлетворять насущные потребности в пище, жилье, средства сообщения, системы землепользования и сельскохозяйственного производства. Индикаторы культуры. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Где и почему возникают этносы?
Этногенез. Фазы этногенеза. Зоны пассионарных толчков.

Называют основные элементы культуры и основные положения теории этногенеза.

Характеризуют элементы культуры: ментифакты, социофакты, артифакты.
Объясняют теорию этногенеза Л. Н. Гумилева. Фазы этногенеза. Зоны пассионарных толчков.

Видеоряд (элементы культуры)
Цифровые ресурсы диска (Л.Н.Гумилев, карта пассионарных толчков).
Поиск информации в Интернете

www.gumilevica.kulichki.ru/
нтерактивные карты по этногенезу, истории этносов
www.ethnology.boom.ru/
все об этнографии
www.inset~icon:article.png
Карьера Этнография

24-25

Этнический состав населения стран мира
Русский этнос и (или) другие этносы в свете теории этногенеза.
6
Проблемное изложение
Д/з опережающее задание к уроку 26. Подготовка презентаций по проекту «Формирование национального состава моего района (города)»

апрель

* - ¦
индивидуальная деятельность

проблемные задания,
проблемные вопросы

Язык - важнейшее связующее звено культуры. Двуязычие (билингвизм).
Государственные языки. Языковые семьи и группы: индоевропейская, уральская языковая семья, эскимосско-алеутская семья, алтайская семья, афразийская (или семито-хамитская) семьи.
Культурные различия между народами мира, их роль в жизни людей, несмотря на глобализацию.

Называют причины этнических конфликтов, получают представление о многонациональных и мононациональных странах, о важности предотвращения этих конфликтов, об особенностях расселения этносов в приграничных районах.

Определяют: в процессе логических рассуждений, страны по этническому составу.
Рассуждают, какой этнос помог сделать выбор для каждой страны, исторические события, которые способствовали формированию этнического состава населения, их причины и последствия.

Задание 8 р/т «Как определить страну мира по этническому
составу населения»
Интерактив «Этнические состав населения мира»
Задание 9 р/т, «Какие исторические события способствовали распространению языков?»

http://www.demoscope.ru/ Все о религиях
http://www.adherents.com/ Религиозный состав населения мира
www.inset~icon:article.png
Карьера Этнография

26

Как влияют религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира?

Комбинированный

Проблемное изложение

Д/з
Завершить выполнение задания 11 Практикума

апрель

* - ¦
групповая работа, самостоятельная работа

лекция, проблемные задания

Культура как система ценностей и норм этноса.Этнографическая концепция хозяйственно-культур-ного районирования мира.
Этнография.Этническое многообразие народов мира. Хозяйственно-культурный тип как система ценностей Историко-культурные районы мира. Элементы культуры.
Первое упоминание об историко-культурных областях мира связанные с именем Геродота.Две историко-культурные области мира: эллинские полисы Европы и страны Ближнего и Среднего Востока.
Расширение историко-культурных областей по мере накопления знаний об окружающем мире. Эфиопия и Скифия. Цивилизационные миры и геоисторические регионы (по Р. В.-Л. Крищюнасу).

Называют и показывают по карте территории формирования и распространения региональных культур.

Характеризуют историко-куль-турные районы мира. Элементы культуры.
Дают описание цивилизационных миров и геоисторических регионов (по Р. В.-Л. Крищюнасу).

Видеоряд
Выполнение задания практикума, работа с текстом учеб-ника, материалами диска и картами атласа, с  источниками информации (в т.ч. Интернетом).
Выступление с сообщениями. Задание 11 р/т «Как религии влияют на экономику, политику и культуру регионов мира?».
Контурная карта

http://www.demoscope.ru/ Все о религиях
http://www.adherents.com/ Религиозный состав населения мира

27-28

География религий

Лекция

Репродуктивная

Домашнее задание:
Завершить выполнение задания 10 Практикума.

апрель

* -
групповая работа, самостоятельная работа

лекция, Слайд-лекция
демонстрация

Состав (структура) населения: половой, возрастной, трудовой
Этнический и религиозный состав населения. Этнополитические и религиозные конфликты.
Определять крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.

Называют: тенденции изменения возрастного состава населения;

Анализируют карту «Народы и религии мира» и называют причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди. Распространение мировых религий на Земле.

Интерактивная статистическая таблица «Религиозный состав населения стран мира».
Задание 10 р/т «Где расположены страны с преобладанием последователей ислама, христианства и буддизма среди верующих. Видео.

«Религии мира»
http://www.adherents.com/ Религиозный состав населения мира
http://www.religio.ru/news/index.html Портал Религии мира
http://www.buryatmongol.com/
Традиционные верования народов мира

29-30

Тестирование. Карьера.
Итоговый урок
апрель

* -
ответы на вопросы,

дискуссия

 

 

 

Тестирование, подведение итогов.

 

31-32

Резервный урок
Основные религии в В.о.
апрель