Тематическое планирование курса географии для 10 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе В.Н. Холиной География (профильный уровень) 10-11 классы
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (108ч) (5)

11

Роль в мировой экономике стран различных социально-экономических типов
Комбинированный

* - ¦
работа парами

проблемная лекция – беседа

Разделение стран на экономически развитые страны, развивающиеся и страны с переходной экономикой - типология, встречающаяся в аналитических обзорах Международного валютного фонда, средствах массовой информации, учебниках.

Приводят примеры стран по их развитию: экономически развитые страны, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Показывают их на карте.

Задание 4 рабочей тетради, «Какую роль играют в мировой экономике экономически развитые,

ПКМ
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д
www.wikimapia.org – Космические снимки и карты;

 

Практическая

Д/з §2 тема 2 раздел 3

Завершить выполнение задания 4 в рабочей тетради, написать аналитическую записку

декабрь

 

 

Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Общее число развивающихся стран - 172. Страны с переходной экономикой.
Роль экономически развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве, начало XXI века. Наименее развитые страны. Глобализация мировой экономики.

Объясняют: роль экономически развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве.

Прогнозируют возможность перехода стран из группы развивающихся в группу развитых стран.

развивающиеся и страны с переходной экономикой?»
Диаграмма «Доля в мировом экспорте, %»).

www.flickr.org – Альбом фотографий по странам мира

Статистические данные, история и карты по всем странам и территориям мира http://www.intourion.ru/

12-13

Классификация развивающихся стран по географическому положению:

Комбинированный

Проблемное изложение

Д/з §2 тема 2 раздел 3

январь

* - ¦
индивидуально-групповая работа

проблемная лекция – беседа

Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю. 31 страна, не имеющая морского побережья. Удаленность от морского побережья.
Особенно острая проблема в странах, специализируются в мировой экономике на экспорте сырья.
Малые островные развивающиеся страны - 51 государство и территория. Географическая удаленность от центров мировой экономики. Препятствия для успешного экономического развития.
Оффшорные зоны мира

 

Приводят примеры стран не имеющие выхода к морю, малых островных, оффшорные зоны мира Показывают их на карте.

Объясняют: причины, влияющие на развитие стран, не имеющие выхода к морю и малых островных государств.
Объясняют особенности оффшорных зон.

Прогнозируют появление новых оффшорных зон.

Задание 6 р/т «Как сформировать транспортные коридоры для экспорта товаров из стран, не имеющих выхода к морю»?

Задание 7 р/т «Почему малые островные государства привлекают особое внимание мирового сообщества»?

Контурная карта в р/т (или в интерактивном режиме на диске).

ПКМ
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д
www.wikimapia.orgКосмические снимки и карты;
www.flickr.org – Альбом фотографий по странам мира
Статистические данные по странам мира http://www.intourion.ru/
Оффшорные зоны мира (словарь)

14-15

Наименее развитые страны
(сбор и анализ
фактов)

Комбинированный

Поисковая

Д/з §2 тема 2 раздел 3
аналитическая записка.

январь

* - ¦
индивидуально-групповая работа

проблемные задания

Изложение сути факторного анализа, методики выполнения задания, совместного обсуждения социально-экономических критериев выделения наименее развитых стран.
Основные факторы для анализа:
1) Группа факторов географического положения:
1а) страна не имеет выхода к морю,
1б) страна находится в труднодоступных горных районах,
1в) страна расположена на небольшом удаленном острове.
Эта группа факторов повлияла на то, что важнейшие торговые пути как фактор включения страны в международное разделение труда «обошли» наименее развитые страны.
2) Неблагоприятные (экстремальные) климатические условия на территории страны:
2а) засушливый (пустынный климат),
2б) влажные экваториальные леса.
3) В стране нет разведанных месторождений полезных ископаемых мирового значения.
4) В структуре ВВП преобладает сельское хозяйство – более 35%.
5) Нестабильная внутриполитическая ситуация в стране (гражданские войны, войны с соседями, военные перевороты и частые смены правительств).
6) Страна придерживалась так называемой «социалистической ориентации» и относилась к сфере геополитического влияния СССР.

Задание 5 рабочей тетради  «Почему наименее развитые страны имеют чрезвычайно низкий уровень и качество жизни»?

Интерактив «Наименее развитые страны».
Работа с ресурсами диска и Интернета.
Выступление с сообщениями.

ПКМ
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д

www.un.org/ohrlls/
все о наименее развитых странах

16-17

Географическая типология стран мира

Комбинированный Объяснительно-иллюстративная

Выполнение картосхемы «Типы стран современного мира».
Завершить выполнение задания 9.

январь

* - ¦
индивидуально - групповая

объяснение учителя, практикум

Географические типологии.
масштабы страны (площадь, численность населения); экономический потенциал страны (ВВП, ВНД, структуру ВНД); уровень экономического развития и качество жизни; урбанизированность страны; особенности исторического развития; особенности участия страны в МГРТ; особенность территориальной структуры хозяйства и общества; этнический состав населения; характер политической организации общества. Многомерная социально-экономическая типология стран мира.

Приводят примеры типологии стран мира. Показывают примеры стран на карте.

Объясняют: особенности географической типологии стран мира, а так же многомерной социально-экономической типологии стран.
Объясняют причины столь разнообразной типологии.

Задание 8. р/т «В чем заключаются различия между типологиями и классификациями стран мира?»
Задание 9 р/т.
«Где размещены страны различных типов»?

Карты на сайте фирмы «Туринфо Глобал-Трэвл» Физ.карты с названиями на русском языке http://www.tgt.ru/info.php?id=7
Атлас Викимедиа http://commons.wikimedia.org/wiki/Atlas

 

 

 

 

ЭРС: главные капиталистические страны; экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы; страны переселенческого капитализма; страны с переходной экономикой.
Развивающиеся страны: ключевые страны; высокоурбанизированные переселенческие страны; страны анклавного развития; страны внешнеориентированного развития;новые индустриальные страны (НИС); страны-нефтеэкспортеры; страны плантационного хозяйства; страны концессионного развития; страны - «квартиросдатчики»; крупные с низкими доходами страны.

Анализируют размещение стран развивающегося мира и причины, повлиявшие на их экономическую отсталость.

Интерактив «Тип стран»
Анаморфоза. Объемы ВВП стран мира, 2005 г.

Контурная карта в р/т (или в интерактивном режиме на диске).

Космические снимки и карты   http://www.wikimapia.org/

Ссылки на Интернет-сайты к разделу 3 (Богатство и бедность: типы стран) – электронный учебник.

18-19

Типы стран регионов мира. Модель формирования колониальной структуры экономики

Комбинированный

Проблемное изложение

Повторить материалы раздела 3
январь

* - ¦
совместная

проблемные задания,
беседа,

Колонизация: начальный этап. Колониальный период: динамика хозяйственных укладов. Период независимости: диверсификация территориальной структуры хозяйства. Методы превращения натуральной экономики в товарную. Конфликты природопользования. Два варианта проведения реформ - радикальные и гибкие. Низкоэффективные хозяйства аграрного сектора. Мелкотоварный сектор. Проблемы кочевых народов.

Приводят примеры вариантов проведения реформ - радикальных и гибких.

Объясняют: как формируется модель колониальной структуры экономики.

Самостоятельно моделируют колониальную структуру экономики стран, с учетом исторических особенностей территории.

Выступление с докладами. Интерактив «Модель формирования колониальной структуры экономики».
Задание 10 р/т «Как формируется территориальная структура экономики зависи-мой страны»?

ПКМ
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д

www.un.org/ohrlls/
все о наименее развитых странах

Словарь экономических терминов - http://dic.academic.ru/library.nsf/econ_dict/

20

Итоговый урок. Тестирование
январь

 -
индивидуальная

итоговый урок

 

 

Тестирование. Устный опрос.

 

21

Резервный урок
ПКМ – зеркало современного мира.
февраль