Пояснительная записка (5)
Требования к уровню подготовки учащихся 10 «Б», 10 «Г» классов (базового уровня и продвинутого уровня по уровню владения информацией)
должны знать:ВВП стран мира – главный критерий экономического развития страны, ПК как предмет изучения политической географии. Периоды формирования политической карты мира, количественные и качественные сдвиги.
Причины изменения ПК. Что такое политическая география. ПГП стран и регионов как историческая категория. Роль и место России в современном мире.
Население как предмет изучения социально-экономической географии. Основные объекты изучения. Демографические проблемы, без которых не обходится, практически, ни одна страна мира. Причины неравномерного расселения людей на планете. Миграции и иммиграции. «Утечка умов». Проблемы, связанные с урбанизацией. Крупнейшие мегалополисы мира и России. Особенности сельского расселения. Население и окружающая среда. Экологические проблемы больших городов.
Географическое ресурсоведение и геоэкология. Географическая среда – необходимое условие жизни общества.
Степень воздействия человека на природу. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика стран мира.
Современный этап и перспективы НТР. Возрастающую роль управления на современном этапе развития стран мира. Географическую модель мирового хозяйства. Основные центры развития; возрастание роли АТР. Воздействие НТР на МХ, темпы роста и уровни развития, главные пропорции МХ, структуру материального производства. Региональная политика в экономически развитых странах, развивающихся странах. Экономическое районирование, территориальную структуру непроизводственной сферы, пространственные формы организации науки, культуры, образования.
Соотношение старых, новых и новейших отраслей. Топливно-энергетическая промышленность, её этапы и пути развития и роль в МХ.
Транспорт - основа географического разделения труда. Мировую транспортную систему, региональную транспортную систему.
В чем заключается переход к новому международному экономическому порядку; открытая экономика и СЭЗ. Понятие о «постиндустриальном» обществе. Мировые города – главные потребители и распределители информации. Мировые информационные сети Роль России в мировой экономике.
Международные экономические связи. ЕС – его место в мировом ГРТ. ЕС и европейские страны «Большой восьмёрки».
Особенности миграций национального и религиозного состава стран Азии. Международные экономические связи, группировки стран Азии. Япония в ХХI веке. Япония – страна с двумя «лицами».
Крупные города Африки. Причины, повлиявшие на процесс экономического развития целого региона. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации.
«Ложная урбанизация». Латиноамериканский тип города. Хозяйство: противоречия развития. Бразилия - «Две страны в одной стране».
Главные отрасли промышленности, промышленные пояса США. География сельского хозяйства. География транспорта: главные магистрали и узлы.
Канада – второе по площади государство мира. Государственный строй. Население, историческое прошлое нации. Размещение населения. Воспроизводство. Хозяйство страны. Внутренние различия. Очаговый тип освоения территорий.
Глобальные прогнозы: два подхода. Глобальные гипотезы: о чем спорят ученые? Глобальные проекты: необходима осторожность! Понятие об устойчивом развитии. Три главных компонента.
должны уметь: объяснять: причины изменения ПКМ, изменение ПК мира под влиянием международных отношений; прогнозировать: изменение ПКМ в XXI веке, дать оценку геополитическому положению государства, уметь давать оценку политической ситуации в настоящий период, прогнозировать последствия религиозных, территориальных и этнических конфликтов;
оценивать темпы роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира; тенденции изменения возрастного состава населения; темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду. Называть причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди; причины демографического взрыва; распространение мировых религий на Земле; прогнозировать темпы роста (снижения) народонаселения Земли в целом и отдельных ее регионов;
определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчёты ресурсообеспеченности стран;
прогнозировать последствия опустынивания, обезлесения и пр;
оценивать последствия антропогенного загрязнения окружающей среды в целом;
анализировать карты, тексты, решать проблемные вопросы;
описывать одну из отраслей мирового хозяйства, один из районов старого или нового промышленного, с/х, городского или рекреационного строительства;
называть и показывать крупнейшие старопромышленные районы мира;
определять по картам специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира;
применять в процессе учебного познания понятия: ресурсообеспеченность», «зеленая революция»;
география непроизводственной сферы, её увеличение в МХ. «Понятие о «постиндустриальном» обществе. Мировые города – главные потребители и распределители информации. Мировые информационные сети;
прогнозировать тенденции создания единых энергетических транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве. Изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран;
описывать географическую специфику страны. Определять особенности ЭГП объектов. называть и показывать ведущие страны мира и их столицы;
прогнозировать основные направления социально-экономического развития ведущих стран мира; изменение значения стран в мировом хозяйстве и изменении экологической ситуации в регионе;
отмечать особую роль АТР как для России, так и для всего мира в целом;
прогнозировать основные направления социально-экономического развития ведущих стран Африки и Латинской Америки и всего региона в целом; изменение значения стран в мировом хозяйстве XXI в;
прогнозировать изменение экологической ситуации в мире, связанной как с хозяйственной деятельностью человека, так и планетарного масштаба.
владеть компетенциями:
- (*) коммуникативной,
- (?) учебно-познавательной,
- (-) рефлексивной,
- (^) личностного саморазвития,
- (·) ценностно-ориентационной,
- (¦) смыслопоисковой,
- (>) профессионально-трудовой.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;
- правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в мировой политике и экономике;
- ориентироваться на рынке труда.
Условные обозначения в разделе «Уровень освоения»:
Базовый уровень;Профильная программа (продвинутый уровень)
Условные обозначения в разделе «Планируемый результат»:
репродуктивный,
продуктивный,
творческий
В календарно-тематическом плане отражены различные виды контроля, в том числе:
вид контроля |
количество часов |
оцениваются |
не оцениваются |
Практические работы |
14 |
7 |
7 |
Обобщающие уроки |
4 |
4 |
|
Тестовый контроль |
4 |
4 |
|
Контурные карты |
12 |
12 |
|
Контрольные работы |
2 |
2 |
|
Защита презентаций |
4 |
4 |
|