Тематическое планирование курса географии для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Экономическая и социальная география мира». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П. Максаковского
Автор: Яковлева Н.В.

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по экономической и социальной географии 10 класс
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе ГЕОГРАФИЯ 10-11 классы Москва, Издательский дом «Дрофа», Максаковского В.П., 2002 год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Экономическая и социальная география мира». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П. Максаковского, Москва, «Просвещение» 2008,
а также дополнительных пособий: для учителя

  • Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., «Глобальная география XI класс», М., «Дрофа», 2001
  • Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 1998
  • Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение», 2000
  • Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе, М., «Просвещение», 1992
  • Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира», М., «Просвещение», 1994
  • Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты, М., «Дрофа», 1999
  • Плисецкий
  • Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2002,
  • Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г
  • Яковлева Н.В. «Уроки»
  • Яковлева Н.В.

для учащихся

  • Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение»,  1999
  • Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998.

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии: завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний практико-ориентированных, экономических, экологического направления.
  • Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
  • Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных

(коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые являются необходимым условием развития и социализации школьников. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения для описания географических объектов и явлений. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие исторические и экономико-географические особенности развития мира и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации.